Сетевой маркетинг

Что такое сетевой маркетинг, не все себе хорошо представляют. Зачастую его путают с финансовой пирамидой — они строятся по одному принципу, но основные идеи и цели у этих схем разные. В связи с тем, что в сознании обычного человека проникла мысль о бесполезности и даже вредоносности сетевого маркетинга, понятие это все чаще подменяют другим — млм-бизнес (от англ. multi-level marketing — многоуровневый маркетинг).

Схема продаж представляет собой разветвленную сеть покупателей-продавцов, которые за установленный процент от прибыли привлекают в бизнес очередных покупателей-продавцов. Такой бизнес представляет собой «пирамиду», где каждый участник имеет возможность получать доход. Организатор получает прибыль от всей сети, а продавец — в зависимости от количества и объемов своих продаж.

История появления и развитие в России

Впервые сетевую схему в продажах использовал Карл Ренборг, основатель компании Nutrilite. По его системе потребители одновременно являлись распространителями товара, а оплату получали сдельно — в виде процента от собственных продаж и продаж привлеченных партнеров. В этом и заключается секрет успеха сетевого маркетинга: здесь сотрудник зависит от успехов коллег и при этом имеет возможность самостоятельно зарабатывать. При этом финансовую пирамиду не стоит путать с сетевым маркетингом — первая лишь собирает деньги со своих сотрудников, а млм-бизнес торгует вполне реальными товарами. Как бы то ни было, кое-где на Западе за такими схемами прямых продаж закрепилось определение мошеннических. А что насчет России? Предлагаем совершить небольшой экскурс в историю.

Первым средством, которое распространялось у нас через сеть мелких посредников, была биологически активная добавка «Гербалайф». Несмотря на общественное признание этого БАДа как продукта, содержащего плацебо, марка до сих пор достаточно успешна в Европе, а в России в 2014 году является официальным спонсором по питанию футбольного клуба «Спартак» (Москва). Примеру этой марки в нашей стране в начале 90-х последовали другие компании, сконцентрированные на производстве БАДов: Amway, Тенториум и Tianshi. Приблизительно в то же время к ним присоединились фирмы, продающие косметику и парфюмерию (Oriflame, AVON). Люди, по которым ударила массовая безработица того времени, видели в продаже продукта способ поправить материальное положение, и их нисколько не смущало то, что они же сами потребляют товары марки.

Принципы работы

Как уже упоминалось раньше, сетевой маркетинг компании не всегда склонны называть именно так. Из-за сходства по структуре с финансовой пирамидой и такую скрытность им в Воронеже не всегда доверяют. Распознать же пирамиду можно по следующим признакам:
  • директор и его менеджеры утверждают, что предлагают уникальные по своим качествам продукт или услугу, хотя на деле товара не существует;
  • часто вам предлагают сделать какой-либо стартовый взнос, иначе путь в прибыльный бизнес будет закрыт; если вы откажетесь от сотрудничества, деньги вам, конечно, не вернут;
  • вам то и дело напоминают о том, что вы обязаны привлечь к работе друга или знакомого.

Отрицательные стороны

Многие, в частности, представители духовенства, считают, что mlm-компании — не что иное, как коммерческие культы, поощряющие у своих участников страсть к наживе. Законодательство некоторых американских штатов ставит знак равенства между сетевой компанией и финансовой пирамидой. По их логике, обе построены на принципе прямых продаж, используют в качестве инструмента межличностные отношения (привлечение в компанию знакомых, родственников), требуют частичных вложений на начальном этапе (в сетевой компании — приобретения продукции на определенную сумму).

Привлекательные стороны

Работа в сетевом маркетинге подойдет людям, у которых есть возможность совмещать основную занятость и подработку, а также тем, кто преуспевает в прямых продажах. Млм-компании России — неплохой способ подзаработать: гибкий график или частичная занятость выгодны для студентов и, например, домохозяек. В сетевых компаниях огромную роль играет карьерный рост — здесь ты «сам себя делаешь», собственными силами достигаешь успеха. В принципе, разницы с любыми другими компаниями нет: сотрудникам так же присваивают красивые звания типа «менеджер сетевого бизнеса», «консультант» или «супервайзер». Помимо потакания личным амбициям участников, сетевая компания формирует лояльность с помощью разного рода бонусов, призов, скидок на продукцию, корпоративных праздников и проч.

Как видим, сетевой маркетинг без вложений очень специфичен и подойдет не всем людям. Прежде всего, такая работа требует особого отношения — как и в прямых продажах, перед носом закроется не одна дверь. Эта работа отнимает достаточно сил и времени, а нередко и средств. Вот почему, прежде чем вбивать в поисковую строку запрос «ищу работу в сетевом маркетинге», стоит понять, что из себя представляет этот противоречивый бизнес.

Написать автору отзыв на статью

* Поля, обязательные для заполнения