Выходное интервью


Выходное интервью при увольнении (exit interview) — явление, относительно новое на отечественном рынке труда. Процедура пришла к нам из опыта западных компаний, которые даже из расставания с работником стараются извлечь максимум выгоды. Впрочем, такая форма расставания полезна и самому сотруднику.

Форма проведения бывает двух видов — устное интервью и анкета при увольнении, часто оба варианта используются одновременно. Заинтересованность в «прощальной» беседе должна присутствовать с обеих сторон: работодатель получает правдивую и актуальную информацию, полезную для HR-специалистов, работник может рассчитывать на дополнительные бонусы и помощь от компании.

Кто проводит интервью

Выходное интервью В крупных компаниях с большим количеством сотрудников выходное интервью проводится специалистами по работе с персоналом или линейными менеджерами. Именно они отвечают за климат в коллективе и могут его корректировать. В небольших компаниях или в случае, если увольняется ценный сотрудник, интервью может проводиться непосредственно самим руководителем предприятия.

Цель проведения

Расставание работника с компанией может происходить как по инициативе работодателя, так и по желанию самого сотрудника. Решение об увольнении бывает взвешенным и продуманным или принятым под влиянием эмоций или каких-то определенных факторов. Если инициатором увольнения является работодатель, его задача — снизить уровень стресса у человека, лишившегося работы. Если инициатива исходила от самого работника, компания вправе узнать причину ухода.

Часто руководящее звено не может проникнуть в процессы взаимодействия в коллективе, и интервью с человеком, которому уже нечего скрывать, помогает узнать о трудностях, возникающих на пути рядовых сотрудников. В случае увольнения на эмоциональной волне, особенно когда речь идет о ценном сотруднике, целью является достижение компромисса, удовлетворяющего интересы обеих сторон.

Одновременно с этими задачами работодатель решает вопрос лояльности сотрудника, чтобы у того остались положительные впечатления о месте работы. Это крайне важно для репутации компании — сотрудник может устроиться в конкурирующую организацию или повлиять на решение своих знакомых и друзей, ищущих партнеров по бизнесу, так что дурные слухи и негативные отзывы не нужны никому.

Положительные моменты для работника

Выходное интервью Выгоды интервью для работодателя очевидны — сбор информации, создание положительного имиджа, помощь в работе с кадрами. Однако и увольняющийся сотрудник может решить для себя ряд важных задач. Во время беседы обычно уточняют причины, побудившие к увольнению, спрашивают о предполагаемом месте работы, о том, что устраивало и не устраивало его все это время. Ответы на такие вопросы должны быть честными, в конце концов, работнику это уже не навредит, зато поможет облегчить работу коллег.

Во время интервью специалисты по кадрам будут стараться, чтобы в памяти увольняющегося остался только положительный образ компании. Поэтому они могут предложить рекомендации для будущего места работы, помощь в трудоустройстве через рекрутинговые агентства. Речь может зайти и о размере выплаты компенсации при увольнении. В связи с этим лучше подготовиться к предстоящей беседе, чтобы получить для себя максимальную выгоду.

Если решение об увольнении было спонтанным, принятым в эмоциональный момент, интервью поможет выйти из щекотливой ситуации с достоинством. Вполне возможно, что на самом деле работник уже передумал и жалеет о принятом решении. Тогда задача человека, проводящего интервью, — выяснить подробности, оценить ситуацию и предложить компромиссный вариант.

Иногда достаточно перевести сотрудника в другой отдел или просто пересадить за другой стол, чтобы он изменил решение. Выходное интервью — удобный момент выяснить свою ценность в компании и попросить то, о чем до этого просить не решались.

При уходе ценного сотрудника речь может зайти об увеличении заработной платы или повышении в должности. В таком случае выходное интервью может стать толчком для карьерного роста. Обычно вариант и величину компенсации HR-специалисты оговаривают с руководителем заранее. Если же работник просит сверх того, что готов пообещать интервьюер, переговоры могут проходить в несколько этапов. Всегда нужно знать предел своих запросов и реально оценивать ситуацию, чтобы не попросить слишком много и не остаться совсем без работы.

Как видите, выходное интервью — это не хлопок дверью и не просто прощальная беседа с добрыми напутствиями, а множество возможностей и шансов улучшить свою жизнь. Воспользовавшись ими в полной мере, вы не только решите свои вопросы, но и получите максимум выгоды и положительных эмоций.

Написать автору отзыв на статью

* Поля, обязательные для заполнения