Как высокий эмоциональный интеллект помогает в работе

Как высокий эмоциональный интеллект помогает в работе

Есть мнение, что эмоциям в офисе не место. Те, кто все время следует этому правилу, могут заработать невроз после работы с трудными клиентами. Если же его игнорировать, начнутся проблемы при организации командной работы. Чтобы найти золотую середину, нужно повышать эмоциональный интеллект.

Что такое эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект, или EQ (Emotional Quotient) по аналогии с IQ, — это умение разбираться в своих и чужих чувствах, желаниях, понимать, как и почему они возникают, контролировать их и благодаря этому эффективнее взаимодействовать с окружающими. Эмоциональный интеллект относят к некогнитивным навыкам, или soft skills, которые нужны всем сотрудникам независимо от того, работают они с людьми или нет.

Специалисты с высоким EQ умеют четко выражать свои желания и мысли, быстрее договариваются с окружающими и приспосабливаются к меняющимся условиям, лучше справляются со стрессовыми ситуациями, спокойно реагируют на критику и, как следствие, прекрасно справляются с работой, имеют больше шансов получить высокую должность.

Лидерство на основе эмоционального интеллекта

Исследователи университета Карнеги выяснили, что на руководящих должностях эмоциональный интеллект важнее профессиональных навыков и уровня IQ. У лидеров с высоким EQ больше шансов на успех, потому что они умеют выстраивать долгосрочные отношения с клиентами и партнерами, переключаться между разными стилями управления (авторитарным, демократическим, наставническим и др.), знают, как правильно давать обратную связь подчиненным, поощряют их инициативы и формируют культуру компании.
У специалистов с высоким EQ больше шансов получить руководящую должность

Коллективный эмоциональный фактор

Эмоциональный интеллект может быть индивидуальным и общим для компании. Последний называют коллективным эмоциональным фактором. Его особенно важно учитывать при подборе новых сотрудников, так как персонал с высоким показателем:
  • лучше справляется с командной работой;
  • эффективнее взаимодействует с клиентами и деловыми партнерами;
  • открыт для новых предложений, которые нужны для развития организации;
  • создает позитивную атмосферу в офисе;
  • реже меняет работу.

Как развить эмоциональный интеллект

Можно по-разному выделять составляющие EQ. Мы выбрали четыре основных и расскажем, как их развить.

Самосознание. Это умение понимать свои эмоции, причины их появления и последствия, к которым они приводят. Чтобы развить самосознание можно завести дневник и отмечать в нем:
  • события, которые произошли за день;
  • эмоции, которые вы из-за них испытали;
  • интенсивность эмоций по шкале от 1 до 10;
  • мысли, которые вызвало событие;
  • действия, к которым побудили мысли и эмоции.

Самоконтроль. Это умение контролировать свои эмоции, выражать их подходящим в данной ситуации способом и менять поведение в зависимости от обстоятельств. Дневник наблюдений из предыдущего пункта поможет проанализировать, как эмоции влияют на действия, и скорректировать последние.
Эмпатия нужна для командной работы
Эмпатия. Это способность понимать чувства окружающих и сопереживать им. Эмпатия особенно важна в работе с клиентами и в команде. Развить ее можно наблюдая за людьми. Обращайте внимание не только на то, что говорят знакомые, но и на их мимику, жесты, интонацию. Если видите несоответствие между вербальными и невербальными сигналами, если собеседник расстроен или зол, подумайте, чем это вызвано. Рассмотрите несколько вариантов. Подробнее о том, как понимать эмоции людей, можно прочитать в книгах по психологии.

Коммуникация. Чтобы точно выразить мысль, найти подход к собеседнику, уладить конфликт недостаточно понимать свои и чужие эмоции, нужны развитые коммуникативные навыки. Улучшить их можно с помощью специальной литературы, тренингов, занятий с психологом, а иногда и с логопедом и, конечно, регулярной практики.
Читайте также