Система контроля усталости водителя


По данным немецких страховщиков, четверть всех ДТП в Германии происходит из-за водителей, уснувших за рулем во время движения. В США исследования показали, что усталый водитель гораздо больше отвлекается от дороги и чаще нарушает правила. По общемировой статистике пятая часть всех аварий случается по вине уставшего или уснувшего водителя. В России эта цифра не меньше, причем ДТП происходят в основном на трассе во время долгих автопутешествий.

Чем опасна усталость водителя

Психологи объясняют усталость на дороге влиянием «гипноза автомагистрали». По их мнению, продолжительное вождение способно вызвать состояние транса, в котором водитель не может быстро и адекватно реагировать на форс-мажорные ситуации. При движении по однообразной местности «дорожный гипноз» опасен тем, что развивает желание ехать быстрее. Зачастую водитель не понимает всю рискованность состояния микросна, в которое впадает: ему кажется, что он всего лишь моргнул. На самом деле закрытые на несколько секунд (до минуты) глаза — это точно потеря своей полосы движения и как минимум пробуждение в кювете.

Если вы собираетесь ехать на большие расстояния, например, путешествовать на машине по Европе, возьмите с собой попутчиков. Хорошо, когда на соседнем сидении есть человек, который развлечет разговором и проследит, чтобы вы не заснули и не потеряли управление. Если же такого человека нет, на помощь придет система контроля усталости водителя.

Изобретатели и производители

Система против засыпания водителя была впервые разработана в 70-е годы прошлого века в Японии — первым патент на устройство, приблизительно похожее на современную систему контроля усталости водителя, получил концерн Nissan. С тех пор устройство изменялось, разрабатывались новые технологии, и сегодня у большинства зарубежных автопроизводителей существует аналог этой системы.

Компания Ford разработала систему предупреждения водителя Driver Alert, Mercedes-Benz — технологию Attention Assist. Volkswagen — систему обнаружения усталости водителя Fatigue Detection System, а Volvo — систему оповещения водителя Driver Alert Control.
Эти системы предусмотрены производителем и включены в базовую комплектацию последних моделей автомобилей. Среди устройств, которые можно установить в машину дополнительно, в России в последнее время популярность приобретают наблюдающий за состоянием век водителя гаджет Vigo и портативный монитор бдительности Anti Sleep Pilot. Их пока что можно купить только в зарубежных интернет-магазинах.

Как это работает

Все перечисленные устройства работают по двум основным принципам. Первая группа устройств используется в основном японскими автопроизводителями, а также включает Vigo и Anti Sleep Pilot. Эти устройства осуществляют контроль усталости водителя, учитывая мимику и жесты человека за рулем. В салоне установлена специальная камера, изображение с нее обрабатывает процессор, который контролирует широту открытия глаз водителя, частоту поворотов головы, зевки и другие действия, отвлекающие от дороги. Если водитель засыпает, то система разбудит его звуковым сигналом и вибрацией руля.

Вторая группа технологий ориентируется исключительно на действия водителя и используется на авто Mercedes-Benz, Volvo, Volkswagen, Ford и Audi. Усталость водителя определяется с помощью специальных датчиков, которые учитывают целый ряд факторов: манеру езды и характер движения, время суток и время в пути, частоту использования внутрисалонных систем, например, магнитолы, системы кондиционирования и т. д. Если в поведении водителя есть отклонения, система предложит ему отдохнуть — на приборной панели появится изображение кофейной чашки. Правда, такая система распознавания усталости водителя отличается у разных производителей. Например, в основе принципа работы Driver Alert Control автоконцерна Volvo лежит контроль за соблюдением одной полосы движения на дороге. По-другому ведет себя на дороге Attention Assist. Технология анализирует интенсивность и оправданность поворотов руля.

Система в Воронеже

Система отлично прижилась за границей и сейчас приобретает популярность в России и в нашем городе в частности. Купить автомобиль с системой контроля усталости водителя можно у официальных дилеров Mercedes и Nissan в Воронеже.

Понятно, что никакая электроника полностью избавить от опасности не сможет, поэтому, наряду с использованием системы контроля усталости, самостоятельно следите за собой. В первую очередь стоит соблюдать режим — чтобы сохранить силы и рассудок, водитель не должен работать на износ, максимальное время за рулем — 8 часов, как и рабочий день в офисе. Кроме этого, вам потребуются пяти-десятиминутные перерывы каждые 150-200 километров пути, просто чтобы размяться и развеяться. Так вы снизите риск заснуть, а использование системы контроля усталости вообще сведет его к нулю. Вопрос, какая из перечисленных систем эффективнее остальных, пока открыт, и ответ на него мы сможем получить только со временем.

Написать автору отзыв на статью

* Поля, обязательные для заполнения
Нажимая кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных