Популярные вопросы об электронных трудовых книжках

Популярные вопросы об электронных трудовых книжках

Уже с 2021 года перестанут заводить новые трудовые книжки и начнут заменять их электронными версиями. Как это отразится на работниках, как получить электронный документ и можно ли от него отказаться — ответим на эти и другие популярные вопросы.

Что такое электронная трудовая?

Официально понятия «электронная трудовая книжка» нет. В законе говорится о переносе данных о трудовой деятельности в электронный формат, но для удобства базу данных называют электронной книжкой. Ее ввели с начала 2020 года, и постепенно она будет вытеснять бумажную. В обоих документах содержится одна и та же информация: дата приема, должность на работе, название подразделения, дата и причина увольнения, работа по совместительству и иные данные, предусмотренные трудовым кодексом.

В чем преимущества электронного формата?

Сейчас, если вам нужна трудовая, приходится просить копию у работодателя и ждать несколько дней. С электронным документом проще. Он круглосуточно доступен на сайте Госуслуг и ПФР. Это значительно упрощает документооборот, оформление пенсий и пособий, трудоустройство тех, кто ищет удаленную работу на дому. Кроме того, новую трудовую не потеряют и не смогут оставить у себя нечестные компании. Еще одно достоинство в том, что вы всегда можете открыть базу данных, чтобы посмотреть, правильно ли она заполнена, и, обнаружив ошибку, обратиться в отдел кадров.

Как получить электронную книжку или отказаться от нее?

Чтобы получить электронную книжку, надо до 1 января следующего года прийти в отдел кадров и заполнить заявление. Позже отозвать его или вернуться к старому варианту не получится. Вам выдадут бумажный документ с пометкой об использовании электронного.

Если вы не подали заявление вовремя, потому что болели, были в отпуске или по другой причине не работали, но за вами сохранялось рабочее место, то можете прийти в отдел кадров позже.
Чтобы получить электронную книжку, нужно обратиться в отдел кадров
Если вы не желаете отказываться от бумажного документа, то должны сообщить об этом. Новую книжку вам все равно заведут, но в обязанности работодателя будет входить заполнение обоих документов. При переходе на новое место работы продолжат вести бумажную версию. Если вы передумаете, то сможете оформить электронную книжку в любое время.

Тем, кто еще не принял решение, можно ничего не делать. Как и в предыдущем случае, отдел кадров заведет электронный документ и будет вносить данные и в него, и в бумажный вариант.

Если вы впервые выйдете на работу в следующем году, то вам заведут только электронный документ.

Как получить сведения из базы данных?

Их предоставляет работодатель в течение трех дней с момента обращения или в день увольнения, а также Пенсионный фонд, МФЦ и сайт Госуслуг. В первом случае вы получите данные только о последнем месте работы, в остальных — обо всех местах.

Нужно ли предоставлять данные из электронной базы при устройстве на работу?

Новую трудовую приносят вместе со старой или вместо нее, если последнюю не используют. Лично обращаться в Пенсионный фонд или МФЦ не обязательно, можно получить информацию в личном кабинете на сайтах ПФР или Госуслуг и распечатать ее.

Какие проблемы могут возникнуть с переходом на электронный формат?

Пожалуй, единственная проблема — кибербезопасность. Есть риск, что данные попадут в руки мошенников. Порой они маскируются под техподдержку сайта Госуслуг или другого государственного сервиса и выманивают информацию у доверчивых пользователей. Еще один недостаток в том, что при массовом переходе на электронный формат сотрудники отдела кадров могут допустить ошибки. Но эта проблема легко решается, если вы будете проверять данные и вовремя сообщать о проблемах.
Читайте также