Дефицит водителей в России: чем это грозит

Эксперты предупреждают: в России серьезная проблема с водителями грузовых автомобилей, особенно тех, кто занимается межрегиональными перевозками. Транспортные компании несут финансовые потери, грузовые машины простаивают, а найти водителя сложно. Для компенсации убытков транспортники повышают стоимость перевозок, что приводит к росту цен на товары.

Причины дефицита кадров

В министерстве транспорта заявляют о значительном увеличении зарплат у водителей-профессионалов. Так, за первые полгода 2024 года в транспортно-логистическом секторе зарплата водителя грузового автомобиля увеличилась на 60%. Средний доход достигает 139 000 рублей, а зарплата дальнобойщиков — от 103 450 до 172 400 руб. в месяц, в зависимости от региона.
Главной причиной роста заработных плат водителям стал недостаток специалистов. Эта ситуация продолжается уже несколько лет и усугубляется разными факторами:
  • Проблемы с нехваткой водителей. Они начались еще с 1990-х гг., когда специальность «водитель-экспедитор» перестали преподавать в системе среднего профобразования.
  • Демографические изменения. За последние 20 лет они привели к снижению числа трудоспособного населения. По информации за 2023 год, количество вакансий на работу водителем категории «СЕ» выросли с 21 до 25%.
  • Повышение среднего возраста дальнобойщиков. За последние 5 лет увеличился с 48 до 54 лет. Молодые люди избегают этой профессии из-за сложностей и отсутствия комфорта. Водители сутками находятся в дороге, нередко сами ремонтируют технику, часто помогают загружать и разгружать товары. И при этом они еще отвечают за транспорт и дорогостоящие грузы.
Сейчас в логистической сфере наблюдается острый дефицит кадров, нужны на работу водители категорий «В», «С», «Е». Основная причина дефицита дальнобойщиков — старение кадров. Несмотря на усилия компаний, которые улучшили условия труда, повысили заработную плату и начали компенсировать расходы, молодые специалисты не проявляют интереса к работе водителем в Воронеже.

Экономические вызовы и возможные решения

По последним данным, около 18% автопарков транспортников в простое из-за дефицита водителей большегрузов. Если не принять срочные решения для привлечения молодых людей, то через 5-6 лет за рулем грузового транспорта окажутся водители в возрасте 59 лет. Когда большинство предпенсионных и пенсионных шоферов уйдет из профессии, нашей стране придется столкнуться с нехваткой транспорта для грузоперевозок, что приведет к повсеместному росту цен.

Чтобы работа дальнобойщиком снова стала престижной, транспортные компании дорабатывают предложения по улучшению программы обучения водителей грузового транспорта и меры поддержки, которые позволят решить кадровые проблемы.
Следует отметить, что высокая цена на обучение на категории «СЕ» (около 150 тыс. руб.) и само обучение в течение полутора лет негативно влияют на привлечение новых кадров. В России также наблюдается нехватка автошкол, обучающих водителей грузового транспорта: программы для этой категории имеются только у половины учебных заведений. Во многих автошколах обучение проводится на старых тягачах с прицепами, на которых получить навыки управления современными дальнобоями не получится. Кроме того, учеников не обучают, как правильно заполнять документацию и закреплять грузы.

Повышение престижности работы дальнобойщиком возможно за счет федеральных преференций, но на сегодня они не предусмотрены. Вот транспортные компании самостоятельно и повышают зарплаты, и улучшают условия работы, что увеличивает шансы найти водителя в Воронеже. К примеру, финансируются погрузка и разгрузка, полная и частичная растентовка, заблаговременно выплачиваются суточные и осуществляется денежная компенсация за время простоя транспорта. Еще одним вариантом мотивации являются маршруты, проходящие мимо мест проживания дальнобойщиков, что дает им возможность провести время с семьей.
Для урегулирования кадровых вопросов используется проект «Приведи друга», что помогает заполнить свыше 30% всех вакансий водителя в «Деловых Линиях». Транспортно-логистический оператор предлагает конкурентную зарплату, а также доступ к добровольному медицинскому страхованию и спортивным программам. Есть возможность пройти онлайн- или офлайн-курсы для повышения квалификации. К примеру, с работы дальнобойщиком в Воронеже можно вырасти до уровня бригадира смены, а потом и до начальника автоколонны.

Дефицит таксистов и курьеров

Нехватка кадров наблюдается не только среди дальнобойщиков, но и в сфере такси. Представители индустрии предсказывают значительное повышение цен на поездки из-за ухода специалистов и увеличения затрат на поддержание автопарков. Водитель такси в настоящее время может достойно зарабатывать только при условии работы сверхурочно. Сейчас это минимум 12 часов в день на линии. Кто способен выдерживать такой ритм? Опытных профессионалов в таксомоторной области практически нет.

Учитывая что многие водители испытали на себе эти условия, они не стремятся вернуться, осознав отсутствие каких-либо перспектив. Вдобавок к этому, нестабильная обстановка усугубляется новыми попытками регулирования со стороны контролирующих органов, выдвигающих таксистам дополнительные требования. Для тех, кто ищет работу и подает резюме на водителя такси, это создает определенные сложности.
Читайте также