Как вычислить инфоцыгана

Как вычислить инфоцыгана

Кто-то обещает вам красивую жизнь, мгновенный карьерный рост или, как шутят в интернете, «успешный успех»? Это инфоцыгане. Сами себя они обычно называют блогерами, бизнес-тренерами и коучами. В последнее время их стало слишком много, поэтому расскажем подробнее, кто такие инфоцыгане и почему от них стоит держаться подальше.

Кого называют инфоцыганами

Инфоцыганами называют людей, продающих свои (обычно бесполезные) книги, курсы и тренинги. Они появились в 2010-х годах, а примерно с 2019 года инфобизнесом начали интересоваться российские медийные личности. Сегодня в список инфоцыган включают Елену Блиновскую, Александру Митрошину, Оксану Самойлову, Регину Тодоренко, Гусейна Гасанова, Аяза Шабутдинова.

Почему инфоцыгане так называются, догадаться несложно: из-за стереотипа, что цыгане навязывают бесполезные услуги за деньги. Как правило, псевдоэксперты обещают рассказать слушателям/читателям секреты своего успеха и богатства, научить ведению блогов, социальных сетей, маркетплейсов, построению гармоничных семейных отношений, поддержанию здоровья и многому другому. Некоторые блогеры даже открывают онлайн-школы. Их цель не научить людей чему-то полезному, а заработать миллионы на банальных советах и «уникальных методиках», которые на самом деле легко находятся в интернете.

Как отличить инфоцыган от настоящих экспертов

У всех псевдобизнесменов похожие истории жизни и одинаковые методы привлечения людей. Вот 10 наиболее распространенных признаков того, что вы столкнулись с инфоцыганом.

Решение ваших проблем без вложений и усилий. Инфоцыгане отличные психологи. Они знают, какая у вас «серая и унылая жизнь» и как это исправить. После прохождения их курса или прочтения книги вы якобы добьетесь всего, чего захотите: заработаете миллион за неделю, моментально встретите вторую половинку, быстро и без усилий похудеете и т.д. К сожалению, чтобы получить желаемый результат, одних советов и тайных техник псевдоэксперта недостаточно.

Манипуляция. Чтобы курс инфоцыган купило больше людей, в рекламе используют манипулятивные фразы, например, «спешите, количество мест ограничено», «до конца записи остался всего час», «не упустите свой последний шанс». Поторапливание, создание иллюзии ажиотажа — типичные методы работы мошенников.
У всех псевдобизнесменов похожие истории жизни и одинаковые методы привлечения людей
Личная история успеха. Инфоцыгане любят рассказывать, как они, простые парни или девушки из провинции, смогли достичь небывалых высот. В доказательство своей успешности делятся фотографиями роскошных яхт, машин, дорогих ресторанов и отелей. Все это уловка, придуманная группой маркетологов. Так они подталкивают вас купить курс или книгу.

Мастер на все руки. Инфоцыгане редко ограничивается одной сферой деятельности, ведь чем больше продуктов они предложат, тем больше денег соберут. Многие работают в нескольких несвязанных друг с другом направлениях: продажи, IT, психология, медицина, эзотерика. Что именно предложат аудитории, зависит от ее потребностей и популярности темы.

Отсутствие образования, навыков, опыта. Инфоцыгане представляются экспертами в какой-либо сфере, но обычно у них нет соответствующего образования, опыта работы, заметных достижений. Они окончили курсы или прочитали профессиональную литературу, нашли в ней пару интересных методик и выдают их за свои, незнание теории и терминов компенсируют придуманными понятиями. Полноценного представления о чем-либо вы не получите, только зря потратите время и деньги.

Хорошо поставленная, но нелогичная речь. Инфоцыгане обаятельны, обладают хорошо подвешенным языком, поэтому могут выдать себя за профессионала в любой области. Вместе с тем в их речи много воды, сложных оборотов, незнакомых широкой аудитории слов и мало конкретики. В результате порой сложно понять, о чем именно говорит псевдоэксперт и получить четкий ответ на вопрос.

Психологическое давление. Инфоцыганам выгодно, чтобы вы оставались с ними как можно дольше. Сначала они заманивают обещаниями лучшей жизни. А чтобы вы точно к ним пришли, могут сделать бесплатным первый тренинг. Затем приглашают на другие занятия, начинают убеждать, что только с ними вы добьетесь успеха, учат избегать «токсичных» людей, которые на самом деле хотят открыть вам глаза на псевдобизнесмена. Если у вас ничего не получается, советуют приобрести более дорогой курс или книгу, с которыми вы точно получите желаемое.
Любой вопрос или критическое замечание принимаются инфоцыганами в штыки
Команда последователей. У инфоцыган есть последователи — люди, которые регулярно участвуют в вебинарах и покупают книги. Для них блогер — это учитель, гуру, в котором нельзя сомневаться. Порой такие группы напоминают секту «успешного успеха». Для эффекта массовости псевдоэксперты могут создавать бизнес-сообщества из своих учеников и коллег. На первый взгляд кажется, что все они настоящие профессионалы, но обычно это не так.

Критики — враги. Любой вопрос или критическое замечание принимаются инфоцыганами в штыки. Их авторов могут унижать, оскорблять, выгонять с семинаров. Людей, которые воспользовались секретной методикой, но не получили результата, в лучшем случае игнорируют. Если это невозможно, убеждают клиентов, что они сами виноваты в своих бедах. Тех, кто начал сомневаться в гуру, ставят перед фактом — кто не с нами, тот против нас.

Отсутствие договора и чеков. Обычно, записываясь на курсы, вы заключаете договор. У инфоцыган его нет или в бумагах прописаны не те виды услуг, которые оговаривались, например, консультационные вместо образовательных. Чеки тоже, как правило, не предоставляют. Все это делается для того, чтобы обманутые клиенты не могли выиграть суд против эксперта.

Теперь вы знаете, как отличить инфоцыган. Если столкнулись хотя бы с одним из перечисленных признаков, включайте своего внутреннего критика, ищите информацию о коуче в интернете, задавайте вопросы, узнавайте о программе курсов и внимательно читайте договор.
Читайте также