Улица Краснознаменная


Протяженность улицы Краснознаменная в Воронеже примерно 3 500 м

Вся история улицы Краснознаменной в Воронеже связана с военными и войной. Стены старинных домов видели парады царских войск и красноармейцев в буденовках, толпы беженцев во время Великой Отечественной и курсантов-авиаторов.

Отзвуки «карьерного» прошлого

История улицы Краснознаменной гораздо продолжительнее, чем может показаться на первый взгляд. Начальный участок сформировался уже в первой половине XIX века. Это была дорога на Малышево, примыкавшая к Большой Чижовской (ныне улица 20 лет Октября). Поэтому улица называлась Малышевской.

Выезжая за город, путешественники почти сразу же попадали в «ямки» — местность, изрытую карьерами. Здесь добывали глину, рядом дымили полукустарные кирпичные заводы. Дорога петляла между ямками, пока не выходила на простор воронежских степей.

С годами город разросся, карьеры засыпались и на их месте выросли жилые дома. К началу ХХ века Малышевская превратилась в район частной застройки, типичную пригородную слободу.

Однако шрамы от карьеров столь глубоки, что и сегодня во дворах встречаются углубления от бывших «ямок». Да и криволинейные очертания современной улицы Краснознаменной в Воронеже напоминают о том, как Малышевский тракт огибал в прошлом карьеры.

Развилок с нынешней улицей Чапаева также существует с далеких времен. Направление в эту сторону раньше было основным. Отсюда через Дальнюю Чижовку выезжали к скотобойням и салотопенным заводам, располагавшимся в районе современной улицы Острогожская. Несмотря на востребованность данного направления, продолжением Малышевской стало другое, менее заметное направление.

Военный городок

Проезжая по улице Краснознаменной, обращаешь внимание на шеренгу краснокирпичных старинных зданий (дома №99, 103, 105, 107, 109, 111 и другие). Цвет кирпича и особенности архитектуры выдают их возраст — не менее сотни лет. Откуда на окраинной, казалось бы, недавно заселенной улице, такие раритеты?

В 1910-х годах было принято решение о возведении армейских казарм на Малышевской дороге. Первоначально в них квартировали военные трех полков 5-го армейского корпуса. Со временем количество построек увеличилось, сформировался настоящий городок.

Все в окружающем нас мире должно иметь свое имя. А если приближается крупный юбилей, то следовало бы увековечить о нем память именно в названии какого-то объекта. Именно такой логикой и руководствовался командир корпуса, генерал от кавалерии А. И. Литвинов. По его настоянию безымянные казармы были названы «Романовской слободкой». Причина такого выбора — 300-летний юбилей царского дома Романовых, отмечавшийся в 1913 году. Однако в народе такое наименование местности не прижилось.

Более привычным для воронежцев стало название «Военный городок». Так мы сегодня называем все жилые и административные постройки, принадлежащие министерству обороны.

В исторической литературе казармы на улице Краснознаменной в Воронеже принято называть Чижовскими.

Мечты о трамвае

Знакомый нам генерал А. И. Литвинов выдвинул и еще одну инициативу. В 1913 году он активно добивался прокладки трамвайных путей по району Романовской слободки. Постройки военного ведомства дали толчок к освоению района. Вокруг них стали охотно селиться люди. С цифрами в руках он доказывал, что в ближайшем будущем население военного городка достигнет 5 тысяч человек. Далеко не все уездные города Воронежской губернии имели в то время такую численность. Регулярное сообщение густонаселенной окраины с Воронежем было просто необходимо.

Однако город испытывал серьезные финансовые трудности. Разговоры о воронежском трамвае велись, даже начаты были подготовительные работы, но пуск первых вагонов состоялся лишь после Октябрьской революции.

Сельское самоуправление Чижовки также отклонило инициативу Литвинова. Гораздо важнее было обустроить главную улицу слободы — Большую Чижовскую. Трамвайный звонок жители Военного городка услышали лишь при советской власти, в первую пятилетку.

Промышленная окраина

Вслед за военными на Малышевскую пришли промышленники. Скотобойни, салотопенный завод, производство по выделке кож, выпуску олифы и масляных красок — здесь сосредоточились особенно «грязные» производства города.

Особого внимания заслуживает история нынешнего АО «Воронежского птицекомбината». Его корпусами, построенными в 1910-1911 годах, заинтересуются разве что любители старины. А вместе с тем это интереснейший объект воронежской промышленности.

В начале ХХ века наш город оказался столь привлекательным для иностранных инвестиций, что английская компания «Эгго Лимитед» разместила здесь свое производство. Так в Воронеже появился завод, единственный на всю Европу выпускавший яичный порошок. Кстати, первоначальная специализация предприятия сохранилась: в центральном корпусе по-прежнему функционирует сушильное производство.

Свое современное название улица Краснознаменная в Воронеже получила в начале 1930-х годов. После Октябрьской революции в казармах продолжали квартировать солдаты, только уже не царской, а Красной Армии. Название очень четко отражало специфику улицы, поэтому быстро прижилось.

Дорога изгнанников

Есть в истории улицы Краснознаменной еще одна страница, связанная с военными действиями. К началу Великой Отечественной наш город разросся настолько, что заканчивался уже у перекрестка улиц Краснознаменной и Матросова. Дальше шла дорога на Хохол.

Заняв наш город, фашисты выгнали из него всех мирных жителей. Вереница женщин, детей, стариков шла под дулами немецких автоматов именно по улице Краснознаменной. Кто шел с тележкой, кто с наспех связанными тюками, а кто-то вместо скарба тащил на себе ребенка или тяжело больного человека. Оставаться в городе было нельзя под страхом смерти.

После войны улица разрослась и приняла современные очертания. Сегодня она по-прежнему сохраняет свою военную специфику. Обращает на себя внимание огромный комплекс военного госпиталя. Перед ним красивая ограда и чисто убранный парк. Уцелели и дореволюционные казармы. На фоне приземистой старинной застройки выделяется огромное 8-этажное здание Воронежского инженерного авиационного университета. Здесь готовят военно-инженерные кадры для всех видов авиации, а также специалистов по радиоэлектронной борьбе. Свое современное название ВУЗ получил в 2007 году.

Физической подготовкой как военные, так и гражданские лица занимаются на стадионе «Чайка». Футбольного поля и беговых дорожек для современного спорткомплекса явно недостаточно. Поэтому сейчас идет поэтапная реконструкция стадиона, которая завершится к 2016 году.

На улице Краснознаменной сохранилось много частных домов: деревянных и каменных, на любой вкус и достаток. Редкими вкраплениями посреди частного сектора высятся кирпичные многоэтажные дома. Район как нельзя лучше подойдет тем, кто присматривает свой собственный домик в городе или недорогую квартиру.
Автор Ольга Утва

Источники

  • Попов П. А. Воронеж. История города в названиях улиц. — 2-е изд. — Воронеж: Издательство «Кварта», 2003. — 532 стр.: ил.
  • http://www.moe-online.ru
  • http://ru.wikipedia.org

Написать автору отзыв на статью

* Поля, обязательные для заполнения