УАЗ 452


УАЗ-452, или «буханка», — настоящий долгожитель отечественного автопрома. Вот уже более полувека он бегает по нашим дорогам (и бездорожью), популярности своей не теряет и в утиль точно не собирается. Об истории создания и секретах успеха культовой модели расскажем сегодня.

Как пекли «буханку»

УАЗ-452 Дальним прародителем нашего героя можно считать вездеход ГАЗ-69, который собирали на Ульяновском автозаводе с 1950-х гг. Во время войны сюда эвакуировали мощности московского завода ЗИС и выпускали грузовики ЗИС-5В для нужд фронта. С 1947 года на заводе (который окончательно прописался на Волге) стали делать грузовики ГАЗ-ММ (легендарная «полуторка») и другие модели горьковского «бренда». В середине 1950-х УАЗу поручили спроектировать автомобиль с шасси ГАЗ-69 и грузоподъемностью 800 кг. Из-за небольших размеров шасси выдержать такой груз могла только машина вагонной компоновки. Так появился УАЗ-450. Из-за ребер жесткости на крыше сверху он был похож на нарезной батон и получил прозвище «буханка».

В середине 1960-х уазик усовершенствовали: поставили новый двигатель, трехступенчатую коробку передач заменили четырехступенчатой, немного изменили кабину водителя. Автомобиль получил индекс 452 и стал одним из лучших внедорожников. Благодаря отличным характеристикам «буханку» выпускают до сих пор. Правда, обходятся без существенных изменений: древняя конструкция уазика на них не рассчитана.

Там, где пехота не пройдет...

Машину создавали для армии, поэтому она должна была не бояться грязи, снега, брода и могла вмещать 4 носилок с ранеными бойцами. Задачу выполнили с успехом. Хорошая геометрическая проходимость и полный привод сделали «буханку» незаменимой на бездорожье. В ней можно перевезти до 1 тонны груза и разместить до 10 человек. При поломке ее несложно отремонтировать без специальных инструментов. Как шутят автолюбители, привыкшие исправлять ошибки автопрома, достаточно молотка и изоленты. За эти достоинства машину оценили не только военные, но и сотрудники аварийных служб, скорой помощи, милиции. «Буханка» очень котируется у итальянцев, которые возят туристов на вершины Везувия и Этны: мощный мотор уверенно тащит в гору не хуже, чем по равнинам.

УАЗы сегодня

Дизайнерские эксперименты с «Буханками» Сегодня модельный ряд «буханки» сократился. Покупают ее в основном охотники и рыболовы, но и в некоторых службах ее со счетов не списали. В прошлом году в честь 60-летия «буханки» завод создал ее юбилейную спецверсию. Новый автомобиль может похвастаться единым ключом от ручек дверей и замка зажигания, подогревом передних сидений с водоотталкивающим покрытием, раздвижными форточками и парой технических новшеств. Отличается он и торжественным, как пишут производители, видом — благородным серо-зеленым кузовом и белой крышей.

Удобства — во дворе

У машины было утилитарное назначение, поэтому на спартанскую обстановку «буханки», духоту и постоянную тряску раньше не обращали внимания. Прошли десятилетия, сменилось поколение конструкторов, но современный уазик все еще не отличим от предка: внешний вид и комфорт остались на уровне 1960-х. Несколько благ цивилизации, конечно, появились, но производители добавляют их неохотно: например, место под штатную аудиосистему сделали только три года назад.

Водителя, впервые севшего за руль «буханки», ждет своеобразный квест. Ему предстоит найти нужную передачу, нажать на неудобно расположенные педали, разглядеть стрелку спидометра, который находится почти посередине панели. Учтите непрекращающуюся тряску, тесноту (если водитель высокий) и периодически ударяющиеся о руль коленки.
«Буханка» в Европе Есть у машины и более серьезные минусы. Главный — отсутствие безопасности: при лобовом столкновении бескапотный кузов не может погасить энергию удара, а значит, не защищает водителя. К мелким недостаткам относится большой расход топлива. За все это «буханку» ругают, но из-за невысокой, по сравнению с другими внедорожниками, цены и отличной проходимости ей прощают недостатки.

Путешествуем по миру

«Буханка» популярна и за рубежом. Так, по итогам 2018 года уазик стал самой продаваемой иномаркой в Баварии, впервые за 15 лет сместив с этого трона «Ниву». Европейцев удивляет причудливое детское «лицо» с выпученными глазами-фарами и приоткрытым ртом-решеткой. Но больше всего они ценят неубиваемость и демократичность нашего вездехода. Обычно водители дорабатывают автомобиль и получают удобную машину для путешествий по миру. А особо рукастые иностранцы даже превращают фургончик в настоящий дом на колесах.

Написать автору отзыв на статью

* Поля, обязательные для заполнения