В России приняли масштабный закон против телефонных мошенников

В России официально приняли закон, который поможет в борьбе с телефонными разводами и интернет-аферами. Закон против телефонных мошенников уже подписал президент страны.

Нововведения для операторов связи

Теперь граждане могут отказаться от нежелательных международных и рекламных звонков, а также SMS-рассылок. Коммерческие организации будут осуществлять массовые обзвоны исключительно тем клиентам, кто заранее согласился на такие контакты. Данное ограничение не распространяется на государственные органы.
Что еще нового:
  • Теперь при входящем звонке на экране будет отображаться название организации и сразу станет понятно, кто звонит: ваш банк, государственная служба или телефонные мошенники.
  • Через «Госуслуги» с 01.08.2025 г. появится возможность полностью заблокировать нежелательные контакты: автоматические обзвоны, SMS-рассылки и зарубежные звонки. Это защитит от злоумышленников, которые часто звонят из-за рубежа.
  • Граждане смогут активировать функцию блокировки оформления SIM-карт на своем номере через портал «Госуслуги» или непосредственно в салонах связи. Важно уточнить, что отмена данного ограничения возможна только при личном обращении.
  • Согласно новым правилам, передача SIM-карт третьим лицам запрещается. Передать свою сим-карту можно только близким родственникам.
  • В случае отказа от использования SIM-карты номер автоматически удаляется из вашего кабинета на портале «Госуслуги» и связанных с ним банковских приложений.

Система «Антифрод» станет телефонным защитником от мошенников, которые для своих преступлений используют средства цифровой связи и обработки информации. Будет сформирована база номеров телефонов и данных злоумышленников.

Для банков и микрофинансовых организаций

Финансовые учреждения будут обязаны усилить контроль за операциями в банкоматах. Если система банка обнаружит признаки принуждения клиента к снятию средств (к примеру, если человек действует под диктовку третьих лиц), выдача наличных должна автоматически заблокироваться на 48 часов. Подозрительные транзакции будут останавливаться мгновенно.

Также вводится запрет на использование иностранных мессенджеров для обслуживания клиентов банками, госорганами, операторами связи и популярными интернет-ресурсами (с посещаемостью от 500 тысяч пользователей в сутки).
Банки вводят новую защитную функцию — их клиенты смогут назначить доверенное лицо для подтверждения финансовых операций. Этот человек будет авторизовывать переводы средств и снятие наличных, включая операции через банкоматы. Пользователи самостоятельно определят, для каких именно счетов и транзакций потребуется дополнительное подтверждение. Функция особенно актуальна для пожилых людей, которые наиболее уязвимы к действиям злоумышленников, в том числе к телефонным звонкам мошенников с требованиями перевести деньги.

Введены новые требования к оформлению микрозаймов: запрещена упрощённая верификация. При дистанционном обслуживании и онлайн-заключении договоров микрофинансовые организации обязаны верифицировать личность заёмщика через портал «Госуслуги» или с использованием биометрических данных: по отпечаткам пальцев либо снимку лица.

«Госуслуги»

В целях безопасности SMS-сообщения от «Госуслуг» будут доставляться абонентам только после завершения телефонного разговора. Также при изменении пароля в личном кабинете система будет направлять пользователю два уведомления: предварительное оповещение о смене пароля и отдельное сообщение с кодом подтверждения. Эти изменения защитят пользователей «Госуслуг» от мошенников, которые используют методы социальной инженерии.
В пояснительной записке к законопроекту депутаты Госдумы указали на тревожный рост новых видов мошенничества по телефону, а также на участившиеся утечки персональных данных граждан. Ранее Министерство цифрового развития выступило с инициативой формирования реестра граждан, наиболее подверженных мошенническим схемам, что, по мнению ведомства, позволит усилить их защиту. Данное предложение уже получило предварительное одобрение законодателей.
Читайте также