Как правильно говорить с телефонными мошенниками и стоит ли это делать
Если строгий голос в телефонной трубке сообщает о нарушении вами каких-то правил и предлагает срочно переместиться в уединенное место, чтобы никто не подслушал разговор, знайте — вам звонят телефонные мошенники.
Рассмотрим, как распознать мошенников на другом конце линии и как правильно реагировать на звонки от так называемых «служб безопасности банковских структур» и «сотрудников ФСБ».
Учимся распознавать телефонное мошенничество
Мошенники по телефону постоянно используют одни и те же приемы для обмана своих жертв, что в конечном итоге выдает их:
- Основной признак ненастоящего «майора службы безопасности» или «сотрудника мобильного оператора» — просьба выполнить какие-либо действия. Не имеет значения, что именно — озвучить или отправить код из СМС, снять денежные средства или обезопасить деньги переводом на «защищенный счет». Ни в коем случае подобные просьбы не выполняйте!
- Второй признак, что мошенники звонят по телефону, — это использование угроз и шантажа. Ни один работник полиции или ФСБ не станет угрожать вам уголовным преследованием по телефону. Речь об уголовном деле может идти только в отделении полиции после официального вызова, и общение будет происходить с настоящим, а не виртуальным майором.
Как реагировать на угрозы и шантаж по телефону
Мошенники нередко настаивают, чтобы их жертвы не искали помощи и совета у других людей. Чаще всего утверждают, что идет «операция по защите денежных средств», и требуют срочного перевода денег на безопасный счет. Во время разговора с мошенниками по телефону вы несколько раз услышите, что информацию ни с кем обсуждать нельзя! «Начинает действовать статья о неразглашении конфиденциальной информации, рядом с вами не должно быть людей!» — так говорят только злоумышленники. О какой «статье о неразглашении» может идти речь, если человек не подписывал никаких документов? Чтобы любой запрет на раскрытие информации стал действующим, его надо предварительно довести до сведения.
Запомните: вы не обязаны доверять словам людей, которые представляются кем угодно, будь то по телефону или в мессенджерах.
Как не повестись на манипуляции телефонных злоумышленников
«Как говорить с мошенниками, если я прекрасно осознаю, кто они такие, но все равно стал жертвой!» — это распространенный вопрос среди тех, кто попался на уловки преступников. На самом деле у злоумышленников два основных подхода, но и их достаточно, чтобы сбить человека с толку и заставить поступить необдуманно. Первый сценарий — негативный, а второй — позитивная мотивация.
Первый подход: угрозы собеседнику некими проблемами, которые нужно решить незамедлительно. К примеру, срок договора с вашим мобильным оператором истекает сегодня, и необходимо продление номера, для чего требуется отправить код из СМС именно от Госуслуг.
Во
втором случае жертве обещают привлекательные условия, например, инвестиционные программы, предлагающие 20% прибыли в день, но с условием немедленного подключения к платформе. Или же предлагают фантастические скидки, которые действительны в онлайн-магазине всего 15 минут, что позволит «приобрести последний
iPhone 16/16 Plus за 20% его стоимости». В этой ситуации к мотивации добавлен страх потери выгодного предложения.
Преступники действуют, как иллюзионисты, выбирая самых доверчивых людей. В мошеннических колл-центрах работают несколько уровней сотрудников. «Работники» начального уровня занимаются первичными звонками и сбором информации, и если жертва отреагировала, то передают ее более опытному «специалисту».
Правила общения с мошенниками
Лучше вообще избегать общения с ними, даже в шутку. Также не вступайте в открытый конфликт, ведь это может привести к неприятным последствиям.
Не делитесь своей конфиденциальной информацией по телефону. Банки и другие официальные учреждения никогда не просят сообщить код из SMS, CVV и подобную информацию.
Если возникли хоть малейшие сомнения в собеседнике, лучше прекратить разговор и перезвонить по официальному номеру того учреждения, от которого, как вам кажется, поступил звонок.
С родными и близкими договоритесь о контрольной фразе или коротком вопросе, чтобы при подозрительном общении убедиться, что на связи не мошенник.
Игнорируйте сообщения от незнакомых номеров, содержащие ссылки для загрузки сторонних приложений или перехода на различные веб-сайты. Не реагируйте на сообщения от неизвестных номеров с просьбами отправить деньги.
Не перезванивайте на незнакомые номера. Часто на телефон идет вызов, который быстро прекращается. Естественно, возникает желание выяснить, кто звонил. Однако мошенники используют платные номера, и, если вы решите перезвонить на такой номер, с вас начнет взиматься поминутная плата за звонок.
Если мошенники начали с вами разговор, НИКОГДА не произносите слова «да», «нет» или «подтверждаю». Ваш голос могут записать на диктофон и использовать позже для подтверждения финансовых транзакций.
Не отвечайте на звонки от неизвестных людей или выслушивайте их молча. При малейших подозрениях на мошенничество сразу кладите трубку и не перезванивайте. Также не отключайте СМС-уведомления от банка, чтобы иметь возможность быстро реагировать на неавторизованные операции по вашим счетам.