Беспилотные автомобили


90 лет назад, когда конструкторы впервые задумались о беспилотных автомобилях, сама эта идея казалась фантастической. А сегодня робомобили — одно из модных направлений в автомобилестроении. Как развивались умные машины и почему они еще не заменили модели с ручным управлением, расскажем сегодня.

Большая игрушка

Робот вместо водителя Считается, что первый беспилотный автомобиль создал американский инженер Фрэнсис Гудина: в 1925 году его кабриолет марки Chandler проехал по улицам Нью-Йорка без водителя и пассажиров. Однако это была не автономная машина, а радиоуправляемая модель, передние и задние кресла которой занимали радиоприемники и оборудование, контролирующее руль и педали. Сигналы подавались из машины, сопровождающей кабриолет: ее выдавала большая антенна на крыше. В суматохе на это никто не обратил внимания, и казалось, что машина едет сама. Эксперимент прошел не без приключений: автомобиль едва уворачивался от других машин и не смог избежать столкновения. Пресса еще долго обсуждала событие, но технологией никто не заинтересовался: Гудина слишком опередил свое время.

Умные дороги

В 1930-е производством беспилотников занялась автомобильная корпорация General Motors. Она сосредоточила внимание на совершенствовании не автомобилей, а дорог. В 1939 году на Всемирной выставке в Нью-Йорке компания показала радиоуправляемую машину, которая ездила по специальным трассам, напоминающим скейтбордные рампы. Их приподнятые края не позволяли машине сойти с пути или выехать на встречную полосу. В 1950-х годах компания продолжила эксперименты и представила несколько моделей Firebird. Машины двигались по электрокабелям, проложенным по дороге, и позволяли водителю отдыхать на некоторых участках пути за счет системы, известной сейчас как круиз-контроль.

Без компьютеров никуда

Управляйте автомобилем с помощью компьютера В 1980-х наконец появился первый беспилотный автомобиль, похожий на современный. Немецкий инженер Эрнст Дикманс и его команда оборудовали Mercedes-Benz Vario камерами и компьютерами, с помощью которых фургон оценивал дорожную ситуацию и принимал решения. После успешных испытаний Дикманс продолжил разработки, и уже в середине 1990-х его автомобили могли развить 175 км/ч и проезжать до 158 км по шоссе без вмешательства водителя.

Современные робомобили

Внешне беспилотники почти не отличаются от автомобилей с ручным управлением и работают за счет компактных камер, радаров, лидаров, датчиков и искусственного интеллекта. Производство автономных машин — перспективное направление, поэтому им занимаются не только автомобильные компании вроде Mercedes-Benz , Nissan, Chevrolet, Tesla, но и фирмы, далекие от этой сферы, например, Google. В 2010-х она устанавливала системы автопилотирования на Toyota и Lexus, в 2014 году выпустила собственный миниатюрный, полностью автономный двухместный автомобиль без руля и педалей. Из соображений безопасности его максимальная скорость составляла всего 40 км/ч.

Автономные машины разрабатываются и в России, в том числе в крупной автомобильной компании «КамАЗ». Ее эксперименты в этой области начались недавно: в 2015 году она представила первый прототип робомобиля на базе КамАЗ-5350. В этом году планируется начать пилотную эксплуатацию автономных грузовиков, а через пару лет — наладить серийный выпуск полностью автономных электробусов КамАЗ-1221 «Ш.А.Т.Л.», впервые продемонстрированных еще в 2016 году.
А вы доверяете беспилотникам? Еще одна компания, активно занимающаяся разработками, — «Яндекс». В мае 2017 года она представила свою первую легковую машину. Уже почти два года она успешно проходит тестирование, самое сложное из которых — поездка на автопилоте от Москвы до Казани. В январе этого года беспилотник представили на выставке CES в Лас-Вегасе. «Во время поездки в машине „Яндекса“ казалось, что за рулем реальный человек. Не было чувства опасности или „механичности“ происходящего», — описывают поездку в журнале Forbes.

А вы доверяете беспилотникам?

По мнению создателей, как только беспилотные автомобили заполнят дороги, заметно сократится количество ДТП и потребность в парковках, исчезнут пробки, станет больше свободного времени. Правда это или нет, мы узнаем не так быстро, как планируют оптимистичные производители. Пока система автопилотирования не идеальна: она плохо работает при неблагоприятных погодных условиях, видит препятствия там, где их нет, не всегда распознает людей и окружающие предметы. Из-за этого многие водители предпочитают ручное управление и еще не скоро доверят технике свою жизнь.

Написать автору отзыв на статью

* Поля, обязательные для заполнения