Улица Ленина


Протяженность улицы Ленина в Воронеже примерно 1 600 м

Современная улица Ленина в Воронеже сформировалась как проезд вдоль железнодорожной ветки. На протяжении всей своей истории она остается оживленной магистралью, по которой ежечасно проносятся сотни автомобилей.

Впервые на карте Воронежа улица Ленина появилась в 1899-1901 годах. Тогда она еще не имела собственного имени. Лишь спустя пару десятков лет проезд за полотном железной дороги превратится в главную улицу Троицкой слободы — Большую Троицкую.

Между городом и селом

Будучи продолжением главной улицы города Большой Дворянской (ныне проспект Революции), Троицкая, однако, находилась в ведении сельсовета. Такое пограничное состояние вызывало вечные споры между городским самоуправлением и властями слободы. Уездное земство выделило средства на мощение проезжей части — сельчане перестали пускать по улице городское стадо; город захотел пустить трамвай — помимо рельсов слободские жители потребовали провести водопровод и электричество. В результате Большая Троицкая вплоть до 1920-х годов оставалась грязноватой полудеревенской окраиной. Одноэтажные частные дома и крохотные заводики — таков был внешний вид улицы вплоть до Октябрьской революции.

В 1923 году вместо Большой Троицкой появилась в Воронеже улица Ленина. Это была первая в городе улица, названная в честь вождя. Через год, когда Троицкая слобода оказалась в черте города, выяснилось, что улица с таким дорогим советскому человеку именем находится на окраине. Тем не менее, ее не стали больше переименовывать, рассудив, что лучше будет заняться ее внешним видом.

Улица прихорашивается

1925 год ознаменовался посадкой вдоль обочин деревьев, что сделало местность гораздо уютнее. Через год в сторону Ботанического сада был пущен трамвай. Позже его маршрут продлили до СХИ. В 1933 году на улице Ленина в Воронеже появилась большая новая школа. Ныне это средняя школа № 5. Она примечательна тем, что до войны здесь учился Константин Петрович Феоктистов — космонавт и герой Великой Отечественной. Еще одна новостройка 1930-х — это здание пожарной части рядом с остановкой Работница.

В 1929 году был торжественно открыт городской парк Динамо, а в 1932 году — стадион Динамо. Если быть точными, место массовых гуляний в этом районе появилось еще в XIX веке. В 1844 году здесь был открыт Помологический рассадник, или проще — Ботанический сад. Верхняя его часть служила питомником, а нижняя — местом для прогулок горожан. Сегодня название «Динамо» хорошо известно каждому горожанину как лесопарк, куда можно выехать на шашлыки или лыжную прогулку.

Кузница учителей

Еще одна достопримечательность улицы Ленина в Воронеже — здание Воронежского государственного педагогического университета (№ 86). Особенно эффектно оно смотрится со стороны железной дороги. Выстроенное на пригорке классическое здание много лет являлось высотной доминантой всего района. В последнее десятилетие на склонах вырос целый ряд многоэтажных домов, визуально сужающих пространство и закрывающих здание педуниверситета. Эстетичности улице подобное строительство не прибавило.

Самым же старым зданием на улице Ленина в Воронеже является дом № 86а перед зданием педагогического ВУЗа. Он был выстроен в середине XIX века в качестве дачи для купчихи П. П. Вяхиревой. После Гражданской войны здание было передано в ведение Воронежского университета (ВГУ), а позже — педагогического института. Как раз именно этому неказистому домику и обязано своим существованием здание ВГПУ, выстроенное в 1950-х годах.

Большая дорога

Вдоль крупных магистралей всегда шла оживленная торговля, вот и улица Ленина в Воронеже связала свою жизнь с автолюбителями. Здесь все рассчитано на человека за рулем: автосалон в районе остановки Работница, множество магазинов с моторными маслами, шеренга автосервисов и автозаправка. Есть также бани-сауны, продуктовые магазины.

Стоимость земли здесь одна из самых высоких в городе. Поэтому одноэтажные частные дома скупаются, а на их месте возводят комфортные таунхаусы и магазины.
Автор Ольга Утва

Источники

  • Попов П. А. Воронеж. История города в названиях улиц. — 2-е изд. — Воронеж: Издательство «Кварта», 2003. — 532 стр.: ил.

Написать автору отзыв на статью

* Поля, обязательные для заполнения