Масло моторное


Первое в мире моторное масло появилось в 1873 году благодаря американцу Джону Эллису, обнаружившему, что сырая нефть может служить неплохой смазкой для деталей парового двигателя. С тех пор индустрия автомобильных масел ушла очень далеко, и на современном рынке представлено множество видов этого товара. А поскольку замена масла — процедура регулярная и необходимая, то с выбором нужного продукта лучше разобраться раз и навсегда.

Виды автомобильных масел

Моторное масло По химическому составу автомобильные масла делятся на три вида: минеральные, полусинтетические и синтетические.

Минеральное масло производят из натурального сырья (нефти), синтетическое получено в результате искусственных химических процессов, а полусинтетическое — нечто среднее, смесь, состоящая примерно на 40% из синтетической составляющей и на 60% из минеральной основы (процентное соотношение может отличаться у разных производителей).

«Минералка» — продукт натуральный, а поэтому легко меняет физические свойства в зависимости от условий эксплуатации. В ходе работы двигателя внутреннего сгорания значения температуры, количества оборотов, а значит, и коэффициенты трения постоянно разнятся, все это отражается на вязкости, смазочных и чистящих свойствах масла.

Многие современные двигатели рассчитаны на определенный показатель вязкости масла, и полностью минеральный продукт отвечать этим показателям просто не может. Потому и было разработано синтетическое моторное масло. Оно намного меньше подвержено температурному воздействию и медленнее теряет свойства в процессе работы.

Но есть и минусы. Первый, конечно же, цена: синтетическое масло стоит гораздо дороже минерального. Второй — синтетическое масло, как и любой химический продукт, является весьма агрессивной средой, так как кроме смазывающей основы имеет в составе множество присадок, а поэтому для двигателей с большими пробегами такое масло вообще противопоказано.

Синтетические масла лучше использовать на новых или хорошо сохранившихся двигателях для поддержания их работоспособности и внутренней чистоты. Если же вы не предъявляете к своему двигателю повышенных требований, а температура в вашем регионе не опускается ниже минус 20 градусов, и вы считаете возможным экономить на машинном масле, то использовать «минералку» вполне приемлемо.

Полусинтетическое масло является средним вариантом между синтетикой и «минералкой», как по цене, так и по качеству. Оно хорошо переносит температурные перепады, сохраняет при этом должную вязкость и является менее агрессивной средой, чем синтетическое, хотя и уступает ему в показателях очистки деталей и общей стабильности. Будет оптимальным вариантом, для «уставших» двигателей, когда угар от синтетики уже слишком велик.

Можно ли смешивать разные виды масел

Моторное масло Сразу ответим — нежелательно. Дело в том, что даже одинаковый вид масел у разных производителей содержит разные присадки, и какую химическую реакцию они дадут при смешивании, предположить сложно.

Однако в качестве крайней меры смешивание допустимо. Например, если необходимо долить в двигатель масло, а нужного под рукой нет, или вы хотите сменить один вид масла на другой. В таком случае лучше добавлять в мотор масло пусть и другого вида, но того же производителя, чем продукт, схожий по параметрам, но другой марки.

Некоторые автолюбители утверждают, что при смешивании двух разных видов масел происходит их сворачивание. Ничего подобного, возможность смешивания минерального и синтетического масел, например, доказывает сам факт существования «полусинтетики».

Хотя, конечно, мера эта крайняя и временная, при первой же возможности подобную адскую смесь надо из двигателя удалить.

При смене вида масла необходимо: во-первых, обязательно использовать промывочный цикл, во-вторых, одну-две последующих замены делать на основе продукта прежнего производителя.

Как использовать или утилизировать отработанное масло

На любом пункте замены масла вас обязательно спросят: нужна ли «отработка»? У многих этот вопрос вызывает улыбку, а между тем отработанное масло пригодится в хозяйстве, ведь своих смазочных свойств оно не теряет. Им можно смазывать цепи велосипедов или бензопил, замки, петли, использовать для пропитки древесины (действует не хуже олифы). Также старое автомасло можно употреблять как горючее для «буржуйки».

Ну и, наконец, отработанное масло, можно сдать за деньги в пункт утилизации. Там масла перерабатывают на смазку для железнодорожных шпал или на кокс и битум. Правда, работают такие пункты приема, как правило, с большими объемами.

Маркировка автомобильных масел

Моторное масло Вязкость обозначается на упаковке аббревиатурой SAE, после которой идет набор букв и цифр, например, 5W-30. Буква W (от англ. winter) указывает, что масло можно использовать зимой, если такой буквы нет, масло летнее. Цифра 5 обозначает, что запуск двигателя возможен при температуре окружающей среды не ниже минус 35 градусов (то есть от данного значения отнимаем 40). С числом 30 все несколько сложнее, это усредненный показатель вязкости масла при высоких температурах — чем больше эта цифра, тем большую вязкость сохраняет масло.

Какая вязкость подходит, а какая нет для вашего двигателя, лучше выяснить у производителя, так как моторы изготавливаются для определенных целей: какой-то должен выдавать максимум оборотов, чтобы машина ехала быстро, другой отвечает за тяговую силу (у грузовиков, например), а какому-то двигателю важен максимальный крутящий момент, чтобы автомобиль успешно преодолевал бездорожье и т. д.

API — маркировка моторных масел, разделяющая их на два класса: для бензиновых и дизельных двигателей. Обозначаются буквами S и C, где S — масло для бензинового двигателя, а С — для дизельного. Если эти буквы указаны вместе через слэш, то производитель допускает использование масла в обоих вариантах моторов.

ACEA — европейский аналог американской маркировки API. Здесь имеются следующие обозначения:
  • А/В — масла для бензиновых и дизельных двигателей (где А — бензиновый двигатель, а В — дизельный), следующая за ними цифра обозначает качество топлива, используемое в моторах (Евро-3, 4, 5);
  • С — класс масел для дизельных и бензиновых двигателей, соответствующих новым, ужесточенным требованиям по выбросу выхлопных газов;
  • Е — масла для дизельных двигателей грузового транспорта.
Надеемся, что наши советы помогут вам при выборе автомобильного масла и дальнейшей его эксплуатации. Берегите «сердце» вашей машины, ведь профилактика всегда гораздо дешевле, чем внеочередной капремонт.
Автор Антон Лисицын

Написать автору отзыв на статью

* Поля, обязательные для заполнения