Родственники на работе: почему это сложно и что делать

Родственники на работе: почему это сложно и что делать

Кумовство на работе — очень распространенная практика в малом и среднем бизнесе. Одни руководители нанимают членов семьи, потому что считают их хорошими специалистами, другие — потому что не доверяют никому кроме них, третьи хотят помочь им в трудной ситуации. Разберемся, к чему это может привести, и расскажем, как организовать работу с родственниками.

Почему не стоит брать родственников в свою организацию

Игнорирование обязанностей. Нередко родные считают, что им не придется напрягаться, работая под покровительством папы, мамы, дяди и т. д. Они относятся к работе формально и уверены, что их не уволят.

Отсутствие субординации в деловых отношениях. Работодатель не может надавить на ленивого родственника, потому что члены семьи или не привыкли подчиняться друг другу, или воспринимают замечание слишком остро и затем устраивают семейные разборки (в том числе на работе).

Трата времени. Вместо того чтобы сосредоточиться на развитии компании, руководитель пытается выстроить границы с родственником, думает, как обсудить с ним рабочие вопросы так, чтобы не обидеть, а иногда и вовсе выполняет его обязанности.

Проблемы в коллективе. Зачастую к родственникам предъявляют не такие высокие требования, как к обычным работникам, им легче получить премию и подняться по карьерной лестнице. Это кажется несправедливым, настраивает коллектив против членов семьи нанимателя и его самого.

Трудности при увольнении. Официально никто не мешает уволить родственников, если они не справляются с обязанностями, но это тяжело сделать с психологической точки зрения. Можно испортить отношения не только с ними, но и со всей семьей.
Нередко родные считают, что им не придется напрягаться, работая под покровительством папы, мамы, дяди и т. д.

Можно ли успешно вести бизнес с родственниками

Конечно, можно. Пример тому — семейный бизнес. Общее дело здесь ставится выше личных интересов, работники поддерживают друг друга, каждый понимает, насколько важен его вклад и готов брать ответственность за свои решения. При таком подходе совместная работа приносит не только отличные результаты, но и удовольствие. Открыть подобный бизнес можно и с другом, если у вас одинаковые взгляды на общее дело.

Нанимают родных и во время острой нехватки персонала, а чтобы избежать разногласий, не работают с ними в одном отделе и не принимают вместе стратегически важные решения. Руководители небольших фирм берут знакомых, которые помогают проходить проверки госорганов.

Стоит ли нанимать близкого родственника на работу

Ответ во многом зависит от ваших мотивов.
  • Компании нужен человек редкой профессии или настоящий профессионал своего дела, а ваш родственник — единственный подходящий кандидат? Приглашайте его без раздумий.
  • Устраиваете детей, чтобы потом передать им бизнес? Это неплохой вариант, если ребенок начинает с низших должностей и постепенно подниматься до руководителя подразделения или вашего партнера.
  • Доверяете родственнику больше, чем постороннему человеку? Такой мотив оправдан, только если вам нужен сотрудник, отвечающий за безопасность, финансы, новые разработки, а член семьи обладает всеми необходимыми знаниями.
  • Хотите поддержать близкого в трудную минуту или семья настойчиво просит его нанять? Не исключено, что родственник не оценит заботу и принесет убытки компании.

Также определите эмоциональный интеллект потенциального работника. Чем выше уровень EQ, тем легче вам будет найти общий язык и сохранить субординацию.
С близкими родственниками можно успешно вести бизнес

Что говорит закон о работе родственников

Не всегда можно устроить родственника на работу. Например, акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью имеют право прописать в уставе особые условия для найма родных руководителя. Если родство скрыть, отвечать будет только начальство.

В органах государственной власти, в Центральном банке, публично-правовых компаниях, государственных корпорациях, Пенсионном фонде и других организациях, созданных на основе федеральных законов работа родственников ограничена. Они не могут занимать должности руководителя (или иную должность с финансово-хозяйственными полномочиями) и его подчиненного.

Чтобы избежать кумовства и разногласий в коллективе, некоторые частные компании разрабатывают локальные нормативно-правовые акты, которые запрещают принимать на работу родственников и свойственников (родственников супруга), при найме требуют заполнить анкету с графой о наличии членов семьи в организации, подтвердить родство документально. Издание подобных актов и требование документов кроме тех, что указаны в Трудовом кодексе, незаконны. Работники и соискатели могут обратиться в трудовую инспекцию, подать иск в суд.

Как вести себя с родственниками

Если член семьи уже устроен на работу, помните:
  • в офисе вы начальник (или подчиненный), дома — муж, брат, отец и т. д., и не путайте эти роли;
  • что бы ни происходило между вами в офисе, не обсуждайте это дома;
  • не поднимайте семейные вопросы на работе;
  • относитесь к члену семьи так же, как к любому другому работнику (не разрешайте ему бездельничать, но и не нагружайте работой сверх меры);
  • если вы подчиненный, не хвастайтесь родством с руководством: это настроит коллектив и семью против вас.

Если родственники в бизнесе придерживаются этих правил с первых дней, им легче сохранять хорошие отношения и поддерживать субординацию.
Читайте также