Нужно ли помогать ребенку с уроками

Нужно ли помогать ребенку с уроками

Помочь ребенку сделать уроки или нет, — дилемма, с которой сталкивается чуть ли не каждый родитель. Не подскажешь — получит двойку. Решишь задачу — в следующий раз ребенок, даже не прочитав задание, отнесет его тебе. К каким еще последствиям приводит каждый подход и где находится золотая середина, которая улучшит успеваемость в школе, — попробуем разобраться.

Если родители делают уроки с детьми

Очень ответственные мамы и папы уверены, что должны делать уроки вместе с детьми или хотя бы контролировать то, что они пишут. От этого несомненно есть польза: дома могут объяснить то, что ребенок не понял в школе, и это хорошо скажется на успеваемости.

Однако если родители делают уроки вместо ребенка, он не выучит материал, не научится самостоятельности и ответственности. Не исключено, что он даже перестанет слушать учителя и записывать домашние задания, ведь мама сама все узнает и сделает.

Если родители не проверяют домашние задания

Некоторые родители не думают о том, как заставить ребенка делать уроки, и вообще не вмешиваются в учебный процесс, приучая детей к самостоятельности. Пока сын или дочка учится в начальной школе, придерживаться этого принципа крайне трудно: во-первых, программа предусматривает задания, которые дети и родители должны делать вместе, во-вторых, малыши только привыкают к новым условиям и без посторонней помощи не во всем могут разобраться. Ребятам постарше такой подход, действительно, идет на пользу. Однако если они сталкиваются с проблемами, получают двойки и при этом не могут ни к кому обратиться за помощью, то становятся замкнутыми, неуверенными в себе.
Родители могут объяснить то, что ребенок не понял в школе, и это хорошо скажется на успеваемости

Стоит ли помогать с уроками

Ответ зависит во многом от характера и способностей ребенка. Есть от природы ответственные, самостоятельные дети, которые все схватывают на лету. Они делают уроки сами, без напоминаний и приносят хорошие оценки. Таким ребятам помогают, только если они сами просят, и иногда проверяют у них домашние задания.

Есть менее самостоятельные и уверенные в себе дети. Им нужна поддержка, внимание, регулярные напоминания о том, что пора садиться за уроки, и чуть больше времени на запоминание материала. Желательно помогать таким детям, воспитывать в них уверенность и серьезное отношение к школе.

Также стоит заниматься с ребенком, если он пропустил занятия и отстает от класса, если у него много домашних заданий, соревнования по плаванию или экзамены в музыкальной школе, а времени на все не хватает.

Как научить ребенка делать уроки

В первом классе психологи и педагоги советуют выполнять с ребенком большую часть заданий. Во втором-третьем классе ту часть работы, с которой ребенок справляется самостоятельно, нужно постепенно перестать контролировать. Конечно, не все сразу пойдет гладко. Ребенок может начать лениться, но скоро поймет, что лучше выучить уроки, чем краснеть перед классом за двойку и переписывать контрольную. В пятом классе ребенок должен делать все сам, а родители помогают, когда их об этом просят.

Если вы решили помочь, делайте это правильно.
  • Не заставляйте учить уроки сразу после школы. Пусть сын или дочка отдохнет 1-1,5 часа. Слишком большой перерыв делать не стоит: по мнению детских психологов, идеальное время для учебы — 15-18 часов. Между предметами желательно прерываться на 10 минут.
  • Не навязывайте свою помощь, иначе убьете мотивацию учиться. Узнайте у ребенка, с каким заданием он не справляется, и сделайте его вместе, а остальные только проверьте.
  • Если ребенок медленно включается в работу, посоветуйте ему начинать с легких предметов. Если быстро, то с самых трудных.
  • Не стойте над душой, когда ребенок делает уроки. Это создает дискомфорт и не дает работать. Можете заниматься своими делами, но будьте рядом, чтобы помочь при необходимости.
C пятого класса ребенок должен делать домашнее задание сам
  • Не подсказывайте ответ, иначе ребенок ничему не научится. Если он чего-то не понимает, задавайте наводящие вопросы.
  • Не кричите, когда видите ошибку, иначе ребенок испугается, станет неуверенным и ошибок будет больше. Не исправляйте их сразу. Сначала попросите внимательно посмотреть, что он написал.
  • Не ругайте за грязь в тетради, а покажите, как аккуратно исправлять ошибки.
  • Если ребенок сильно устал и вы решили сделать уроки за него, выберите то, что он точно смог бы сделать сам: раскрасьте картинку, вырежьте фигуры из бумаги, перескажите ему книгу или предложите посмотреть фильм вместо нее, найдите источники для доклада.
  • Лучше запомнить материал по литературе, истории, физике, химии, биологии помогут не зубрежка, а документальные фильмы, мастер-классы, открытые лекции. Не исключено, что они будут намного интереснее занятий в школе и привьют любовь к предмету.
  • Если чувствуете, что нервы на пределе, прервите занятие и отдохните 5-10 минут.
  • Не дарите ребенку деньги и подарки за правильно выполненные задания: они мотивируют не учиться, а списывать с решебника. К тому же запросы будут расти с каждым годом.
  • Подавайте пример. Если родители регулярно изучают что-то новое или читают книги, то ребенок воспринимает учебу не как наказание, а как естественную часть жизни, и маме не приходится придумывать, как мотивировать ребенка.

Вы занимаетесь с детьми, но результата нет

Иногда дети делают ошибки не из-за лени и невнимательности, не из-за того, что вы плохой учитель. Причинами могут быть:
  • нездоровая психологическая атмосфера дома и в школе;
  • чрезмерная критика со стороны родителей;
  • шум в квартире;
  • проблемы со здоровьем;
  • усталость;
  • неудобное рабочее место.

Поймите, что мешает вашему ребенку учиться, и постараться устранить проблему. Возможно, после этого вам не придется помогать ему с уроками.
Читайте также