B2B
Кабинет
!
Хотите иметь доступ к полезным функциям сайта Камелот?
Чтобы работать на сайте было быстрее и удобнее, войдите или зарегистрируйтесь. Вот 10 дополнительных возможностей для решения ваших задач:
Дать объявление

Улица Циолковского

Объявления
Организации и профессионалы

Протяженность улицы Циолковского в Воронеже примерно 1 760 м

Улицу Циолковского в Воронеже можно назвать кварталом одного предприятия — авиационного завода. Промышленный гигант дал толчок к закладке улицы, определил ее название и уклад жизни.

Начало 1930-х — время комсомольских строек, когда по всей стране строятся огромные промышленные предприятия. На левом берегу возводится авиационный завод, вокруг которого вырастает жилой микрорайон. В это время появляется старейший участок улицы Циолковского в Воронеже — от железной дороги до берега реки.

Именно завод и навеял мотивы воздухоплавания в названиях двух прилежащих к нему улиц — Циолковского и Героев стратосферы.

Революционер в мире техники

Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935) — отец современной космонавтики. Ему принадлежат разработки реактивных двигателей для самолетов и космических ракет, расчеты траекторий спуска космических аппаратов и количества топлива для межпланетных перелетов. Выдвигающиеся шасси на самолетах и поезда на воздушной подушке — тоже придумал Константин Эдуардович.

Удивительно, что все эти революционные технические идеи родились в голове ученого-самоучки. Из-за глухоты он не смог даже закончить гимназии, поэтому все науки пришлось изучать самостоятельно. Скромный провинциальный учитель на свои средства создавал множество моделей, на которых проверял и оттачивал свои идеи. Циолковский предвосхитил конструкцию самолета, создал самый прогрессивный для своего времени дирижабль. Его идеи и расчеты стали фундаментом для современного самолетостроения и космонавтики.

Славное прошлое и печальное будущее авиазавода

Инженеры Воронежского авиационного завода активно использовали наработки Циолковского. Предприятие открылось в 1934 году и почти сразу же оказалось в числе флагманов советской индустрии.

Гордостью воронежских авиастроителей стали тяжелый бомбардировщик ТБ-3 и самолет АНТ-25. Технические характеристики АНТ-25 оказались столь высоки, что машину выбрал В. П. Чкалов для своего перелета через Северный полюс.

В 1940 году на воронежском авиазаводе начался выпуск легендарных штурмовиков Ил-2. Их необычайная маневренность на малых высотах позволяла советским летчикам наносить противнику значительный урон. В битве под Москвой зимой 1941-го фашисты прозвали Ил-2 «черной смертью».

Многие годы легендарное предприятие было «донором» воронежской экономики. Оно «обросло» многими объектами социальной инфраструктуры. Так, на улице Циолковского в Воронеже появились Дворец культуры имени В. И. Ленина (дом №17) и стадион «Буран».

После распада Советского Союза Воронежское акционерное самолетостроительное общество (именно так теперь называется авиазавод), что называется, свалилось в штопор. Отсутствие заказов и массовые сокращения стали привычным явлением на предприятии. Из-за малых объемов производства себестоимость воронежских самолетов оказывается слишком высокой. По соотношению «цена-качество» они пока что не в состоянии конкурировать с иностранной продукцией. Вступление России в ВТО делает перспективы предприятия весьма туманными. Смогут ли самолеты ВАСО завоевать мировой рынок, покажет время.

Продукция завода на постаменте

О славном прошлом авиационного завода сейчас напоминает памятник рядом с проходной. Посередине площади на перекрестке с улицей Героев стратосферы на постаменте высится легендарный штурмовик Ил-2.

Машину времен Великой Отечественной войны подняли со дна озера, расположенного в Белгородской области. Местные жители указали поисковикам место падения самолета. Внутри были найдены останки трех человек. Как в двухместном истребителе оказалось такое количество людей, останется навсегда загадкой. Родственники погибших были найдены и приглашены на открытие памятника. Оно состоялось в 1979 году.

Стоит отметить, что восстанавливала самолет молодежь авиационного завода. После работы и по выходным приходили в цех и под руководством ветеранов реконструировали облик крылатой машины. Добавили утерянные элементы обшивки, покрасили, даже пулемет и реактивные снаряды для достоверности навесили.

Улица Циолковского: ностальгия по Союзу

Сегодня улица Циолковского в Воронеже — сравнительно благоустроенная городская окраина. Самым существенным минусом этого района является, пожалуй, гул самолетных двигателей — готовые машины проверяют на соответствие стандартам. К тому же на территории завода расположена взлетно-посадочная полоса. Ее часто используют для приема самолетов с высокопоставленными делегациями. Ведь с улицы Циолковского гораздо быстрее и удобнее выехать в центр, чем из городского аэропорта.

В наследство от промышленного гиганта осталась развитая инфраструктура. На площади перед памятником — кафе «Полет» (дом №22). Раньше это была столовая авиазавода, сегодня перекусить здесь может любой желающий.

Из образовательных учреждений — средняя школа № 15 (дом №12а) и ПТУ №3 (дом №28). В одном здании с профтехучилищем выпекает свою продукцию ООО «Экохлеб».

Дом культуры и стадион, хотя и не в лучшей своей форме, но по-прежнему функционируют.

Вот уже полвека как по улице Циолковского в Воронеже ходят троллейбусы. Интересно, что номера некоторых маршрутов сохранились с советской эпохи. Площадь перед проходной авиазавода с советских времен остается конечной остановкой ряда маршрутов общественного транспорта.

Юго-восточный участок улицы за железной дорогой заканчивается в районе ВАИ. Аббревиатура прочно вошла в лексикон горожан. Ее происхождение связано с возводившимся здесь до войны Воронежским авиационным институтом. Военные действия помешали открытию вуза. Сейчас по улице Циолковского проходит граница между современными зданиями и частным сектором. С одной стороны — высотные дома, с другой — малоэтажная застройка.

Некоторая отдаленность от деловых центров города сказывается на атмосфере улицы. Жизнь здесь течет размеренно, без спешки и суеты. В ритме, располагающем к отдыху после работы. Обилие зелени придает улице дополнительный уют.
Автор Ольга Утва

Источники

  • Кононов В. И. Воронеж. История города в памятниках и мемориальных досках. — Воронеж. Центр духовного возрождения Черноземного края, 2005. — 352 с.
  • Попов П. А. Воронеж. История города в названиях улиц. — 2-е изд. — Воронеж: Издательство «Кварта», 2003. — 532 стр.: ил.
  • http://ru.wikipedia.org

Написать автору отзыв на статью

* Поля, обязательные для заполнения
Отзыв *
Имя *
E-mail для ответа
На случай, если потребуется что-то уточнить. Не публикуется, конфиденциальность гарантируется.
Введите код с картинки *
Код
Смотрите также
Украшаем праздничную елку    Идеи новогодних подарков    Как выбрать новогоднюю елку    Как отметить Новый год на работе    Как провести лето с пользой    Что год грядущий нам готовит    5 идей для необычного Нового года    Что дарить на Новый год ребенку    Разнообразим праздничный стол    Размещайте вакансии на сайте Камелот    Работа по знакомству    Как вернуться на прежнее место работы    Московский проспект    Как повысить продуктивность без ущерба для себя    Улица Советская    Ленинский проспект    Обновленная Советская площадь    Незаменимый сотрудник    Улица Хользунова    Улица 9 Января    Где искать работу    Рабочий    Зарплата и ее виды    Улица Владимира Невского    Работа с возражениями    Эффективное объявление о вакансии    Тепло и уют в доме    Улица Остужева    Проспект Труда    12 причин поменять квартиру на дом