Улица Транспортная


Протяженность улицы Транспортная в Воронеже примерно 2 км

В нашем городе найдется, пожалуй, немного улиц, так точно соответствующих своему названию. Сегодня узкая проезжая часть улицы Транспортной в Воронеже запружена легковыми и грузовыми машинами. Что вполне объяснимо — это кратчайшая дорога из Северного района в центр города.

Усадьба Бринкманов

История улицы Транспортной в Воронеже началась задолго до того, как на ней появились первые дома. В конце XIX века за железнодорожным вокзалом Воронеж I, в районе нынешних улиц Урицкого, Транспортной и Вокзальной вырос поселок железнодорожников. В народе он назывался Бринкманским.

В начале XIX столетия этот участок земли был дачей семьи мелкого чиновника. После смерти родителей в права вступают две несовершеннолетние дочери, опекунство над которыми оформил полковник Герман Бринкман. Вскоре одна из воспитанниц продает ему ненужную усадьбу. Так почти на полвека поместье стало собственностью семьи Бринкманов.

В 1853 году Бринкмановский сад был открыт для свободного доступа горожан. В нем проложили аллеи, сделали регулярную планировку. Сад стал одним из любимых мест отдыха воронежцев.

На рубеже XIX-XX веков внучка доблестного военного начала распродавать участки земли, в том числе и знаменитый сад, под застройку. Так усадьба Бринкманов стала ядром будущего Привокзального поселка.

Эволюция названия улицы

В начале ХХ века современная улица Транспортная в Воронеже именовалась Волконской, или Волхонской. Название сразу навевает ассоциации с известной дворянской фамилией, и совершенно правомерно.

В 1784 году князя Андрея Александровича Волконского назначают советником Воронежского наместнического управления. Документы свидетельствуют, что в этом же году у него уже была усадьба на главной воронежской улице (ныне проспект Революции, дома №5 и 5а). От дома Волконского за город вела дорога, проходившая в точно таком же направлении, как и современная улица Транспортная.

Послереволюционные годы ознаменовались переименованием большей части воронежских улиц. Не избежала этой участи и Волконская. В 1923 году она превращается в Транспортную.

По замыслу создателей Привокзального поселка его название должно было прославлять труд проживавших здесь железнодорожников. Также оно напоминало о довольно интенсивном гужевом движении на улице.

Спустя десятилетие улица Транспортная в Воронеже вновь сменила название. Она получила имя в честь руководителя области Евгения Ивановича Рябинина (1892-1938). В 1930-1934 годах он возглавлял Центрально-Черноземную, а затем Воронежскую (1934-1935) область. С 1935 по 1937 год был первым секретарем Воронежского обкома ВКП(б).

При Рябинине улица превратилась в удобное для машин шоссе. В 1935 году дорожное полотно подняли над изрезанной оврагами местностью, выровняли и замостили. Вдоль мостовой из щебенки были насыпаны тротуары. О прежней езде по ухабам можно было с радостью забыть.

В 1937 году Рябинина арестовали по сфабрикованному делу, а через год расстреляли. Разумеется, улица не могла носить имя «врага народа». Ей вернули прежнее название — Транспортная. Сегодня улица столь активно используется воронежскими водителями, что впору подумать об очередной ее реконструкции и расширении.

Достопримечательности улицы Транспортной

В южной части улицы сохранилось несколько домов дореволюционной постройки. Однако не они являются главной достопримечательностью улицы.

На пересечении Транспортной и Урицкого находится небольшой парк. Это остаток Бринкманского сада. В народе он также известен как «парк глухих». После войны в нем был построен Дом культуры Общества глухих. Неподалеку от него, в самом центре парка высится огромный дуб в несколько обхватов. Ученые посчитали, что ему около двухсот лет. Дуб поистине уникален — это самое могучее дерево в черте города.

Еще одно известное место — Ротонда. Здесь в 30-х годах прошлого века располагалась Воронежская областная клиническая больница с учебным корпусом и аудиторией в форме амфитеатра. Автор проекта — архитектор Дмитрий Чечулин. Здание разрушили во время боев за Воронеж. Оно остается как памятник событий тех лет. 25 января 2018 года министр культуры Владимир Мединский дал поручение Министерству культуры РФ и Российскому военно-историческому обществу заняться изучением памятника и его консервацией. Официальное письмо опубликовано на сайте Российского военно-исторического общества.

В доме №54 находится Храм Святого Равноапостольного Великого князя Владимира.

Как и столетие назад, на улице по-прежнему много частных домов, однако, есть и общежития, многоквартирные дома. Из-за близости к центру города земля здесь не из дешевых. В округе есть две школы — школа №42 на Советском переулке и школа №5 на улице Ленина. Относительно недалеко расположен Воронежский государственный пединститут (ВГПУ). В доме №56 находится Воронежская областная станция переливания крови.

А вот с развлечениями на улице Транспортной в Воронеже проблематично. На протяжении всех двух километров улицы только один арт-клуб Magic life (дом №12). Предприятий, организаций и магазинов практически нет. Впрочем, благодаря удобному географическому положению можно быстро выехать в центр города или на Московский проспект.
Автор Ольга Утва

Источники

  • Попов П. А. Воронеж. История города в названиях улиц. — 2-е изд. — Воронеж: Издательство «Кварта», 2003. — 532 стр.: ил.
  • http://www.wikiznanie.ru
  • https://rvio.histrf.ru/activities/news/item-4530

Написать автору отзыв на статью

* Поля, обязательные для заполнения