Пассивная безопасность автомобиля

Казалось бы, современные автомобили просто не должны попадать в аварии. Обилие различных электронных систем и камер, которыми оснащены машины, должно обеспечивать полностью безопасное вождение. Однако ДТП на дорогах — не редкость, и, к сожалению, велико число аварий, заканчивающихся тяжелыми травмами водителя и пассажиров

Различают два вида систем безопасности: активную и пассивную. Активная безопасность автомобиля — предупредительная система, она должна помочь водителю избежать вероятной аварийной ситуации.

Комплекс мер, призванный минимизировать последствия аварии, избежать которой уже не получается, называется пассивной безопасностью автомобиля. Сюда входят ремни и подушки безопасности, особенности строения кузова и внутренних деталей, детские кресла и т. п.

Конструкция кузова

Пассивная безопасность автомобиля Кузов автомобиля первым встречает удар при аварии, и во многом от того, как он поведет себя, зависит безопасность водителя.

Казалось бы, все просто: надо создать очень прочный кузов и как следует закрепить шофера в кресле. Неужели современные технологии этого не могут?

На самом деле особенность биомеханики почти всех ДТП такова, что тело человека по инерции продолжает двигаться с прежней скоростью после того, как машина резко остановилась или затормозила в результате удара. И здесь различают два вида возможных повреждений: внешние, когда тело врезается в приборную панель, руль, лобовое стекло, и внутренние, когда в результате резкой остановки внутренние органы человека бьются о скелет . Именно от таких травм в 1994 году скончался пилот «Формулы-1» Айртон Сенна, не получив при аварии почти никаких внешних повреждений. И именно такие явления, называемые перегрузками, должны стойко переносить космонавты и летчики.

Так что в первую очередь кузов автомобиля должен максимально погасить силу удара, и, соответственно, уменьшить воздействующие на тело человека перегрузки. Слишком прочный кузов справиться с этой задачей не может, так как практически не поглощает силу удара. При мягком же кузове риск получения внешних повреждений будет слишком велик.

Решение было найдено следующее: передняя и задняя части автомобиля намеренно делаются легко деформируемыми, что позволяет машине поглощать энергию удара при столкновении, а вот центральная часть, в которой находятся водитель и пассажиры, конструируется максимально жесткой и прочной. Именно поэтому, например, стойки (те, что обрамляют лобовое стекло) стали в последнее время гораздо массивнее, хотя из-за этого зачастую ухудшается обзор. Мощнее стали и центральные стойки для защиты от удара сбоку, у некоторых современных автомобилей появились поперечины, распирающие кузов.

Также при переднем ударе находящийся под капотом двигатель часто оказывался внутри салона, как раз на коленях у водителя, со всеми вытекающими последствиями. Поэтому сейчас производители предусматривают механизм отведения мотора под днище автомобиля в случае ДТП. Кстати, именно поэтому не рекомендуется устанавливать на машину самодельную защиту картера (некоторые умельцы ставят туда чуть ли не титановые щиты), она может в самый важный момент не позволить двигателю благополучно «упасть» под кресло водителя.

Рулевое колесо, наш верный товарищ, превращается при аварии в настоящего врага: при ударе о него легко сломать грудную клетку. Поэтому в современных автомобилях предусмотрен механизм шарнирной сцепки двух-трех частей рулевого вала. Такой карданный тип рулевого устройства позволяет рулю сложиться при ударе, а не ударить шофера в грудь, как палка.

Ремни безопасности

Пассивная безопасность автомобиля Во-первых, ремень действительно способен защитить вас от увечий и травм во время аварии, но только при условии, что он как следует настроен. Его диагональная часть должна проходить через грудь водителя, а не через шею, а поперечная — по тазовой области, а не животу. В противном случае ремень не только не спасет вас, но и может нанести травму.

Поэтому в качестве дополнительной меры безопасности лучше пользоваться различными накладками, такими как адаптер ремня безопасности для беременных или треугольники для ремня безопасности для детей, — эти устройства помогут правильно расположить ремень на теле водителя или пассажира.

Во-вторых, инерционный механизм в ремнях безопасности не всегда способен защитить вас. Такие ремни срабатывают лишь при резком торможении, но, например, вхождение автомобиля в занос может происходить весьма плавно, и ремень попросту не сработает. Поэтому современные ремни фиксируются при малейшем отклонении от вертикали, даже если вы медленно и аккуратно заезжаете на бордюр.

Подушки безопасности

Практически любой современный автомобиль оснащается хотя бы одной подушкой безопасности. И надо отметить, что эти механизмы хорошо зарекомендовали себя и спасли немало жизней в различных ДТП.

Работает подушка примерно так: при ударе срабатывают специальные датчики, которые дают команду надуть подушку, спрятанную в руле (передней панели или подголовнике). Надувается она азотом или аргоном, который содержится в специальных баллонах в сжатом виде. Сдувается подушка сразу после соприкосновения с телом человека, иначе выбраться из автомобиля будет проблематично.

Минусы у подушек безопасности тоже имеются. Во-первых, если в момент срабатывания у вас во рту окажется сигарета, или на вас просто надеты очки, то вполне вероятно получить травмы лица.
Пассивная безопасность автомобиля Во-вторых, если вы не пристегнуты ремнем безопасности и ваше лицо на всем ходу врезается в летящую навстречу подушку, глубокий нокаут обеспечен. В-третьих, подушка при срабатывании резко занимает собой много свободного места, что влечет сильный скачок давления внутри салона (если окна не были открыты настежь). В результате вы можете получить даже легкую контузию или повреждения слуха. Из-за этого эффекта современные конструкторы и отказались от использования полноразмерных подушек. Сейчас они предназначены только для защиты отдельных частей тела, в основном головы.

Кресла и подголовники

Особое внимание уделяют автопроизводители безопасности сидений автомобиля. При ударе сзади, например, голова человека автоматически откидывается назад, и тут ремень с подушками безопасности становятся бессильны. Единственное, что может спасти человека — хорошо отрегулированный подголовник.

Компания SAAB даже разработала специальную систему по названием «Активный подголовник» — при ударе он начинает движение навстречу голове. Впрочем, многие производители считают, что достаточно и обычного мягкого подголовника, который будет просто надежно закреплен.

Для детей предусмотрены разнообразные виды детских кресел. Эти устройства крепятся на стационарные сидения и призваны надежно фиксировать ребенка.

Берегите себя и окружающих. Удачи на дорогах.
Автор Антон Лисицын

Написать автору отзыв на статью

* Поля, обязательные для заполнения