Как и зачем оформлять общую долевую собственность

Вы живете в многоквартирном доме, а значит, как и остальные жильцы, являетесь собственниками общего имущества. И как владельцы вы можете совершать с этим имуществом юридически значимые действия. Насколько необходима регистрация и как ее пройти, ответила специалист-эксперт Управления Росреестра по Воронежской области Виктория Дерендяева.

Что такое общая собственность?

Общая собственность жителей многоквартирных домов Какие места относятся к местам общего пользования? Согласно статье 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», общим имуществом считается земельный участок, на котором расположен дом со всеми элементами озеленения и благоустройства. Также к местам общего пользования относятся:
  • все помещения внутри дома, которые не являются частями квартир: лестничные площадки, лестницы, лифты, шахты, коридоры, чердаки, подвалы и т. п.;
  • крыша, ограждающие и ненесущие конструкции;
  • любое оборудование, обслуживающее более одного помещения в доме.

Зачем нужно регистрировать?

В многоквартирном доме жильцы ежемесячно платят за пользование лифтами и их обслуживание, за ремонт крыши и фасадов, высадку цветов, газонов и другие работы в местах общего пользования. При этом не все знают, что можно также и получить выгоду от владения общим имуществом. Для этого и нужно оформлять места общего пользования в общую долевую собственность. При наличии документов о зарегистрированном праве вы сможете, например:
  • сдать в аренду предпринимателям часть общего имущества (подвала), а полученные деньги направить на внеплановый ремонт или облагораживание участка;
  • вернуть земельный участок или помещение при самозахвате кем-то (например, кто-то несанкционированно повесил замок на двери от общего подвала или огородил забором участок общей придомовой территории);
  • жильцы планируют возвести на придомовой территории гараж, сарай или другую постройку, которой будут пользоваться все жители. Но чтобы построить что-то на придомовой территории, нужно сперва получить на нее документы и заручиться поддержкой большинства жителей.

Любое решение принимается на собрании жильцов. Это решение оформляют протоколом. В нем указывают, кто избран представлять интересы собственников — этот человек в дальнейшем имеет право запрашивать документы и подавать заявление на оформление места общего пользования в общую собственность. В протоколе помимо прочего указывают информацию о собственниках жилых и нежилых помещений в доме и размер долей на общее имущество каждого — в виде простой дроби.

Какие потребуются документы

Примерный перечень документов для оформления места общего пользования в общую долевую собственность.
  1. Заявление о государственной регистрации права долевой собственности — заполняется при подаче документов вместе с представителем Росреестра или МФЦ.
  2. Паспорт заявителя.
  3. Квитанция об оплате госпошлины за регистрацию права (по Налоговому кодексу, за каждую долю, а значит, с каждого собственника, 200 рублей, данные на ноябрь 2016 года).
  4. Документ технического учета многоквартирного дома (техпаспорт) — в нем сведения об общем имуществе дома. Взять его можно в БТИ.
  5. Документы о формировании земельного участка, на котором расположен дом, — данные можно взять в государственном кадастре недвижимости на сайте Росреестра.
  6. Протокол собрания собственников об определении долей в праве общей долевой собственности.
  7. «Зеленки» или другие правоустанавливающие документы собственников.
Для каждого конкретного случая может понадобиться дополнительный перечень документов. Подавая заявление, вы можете уточнить это у сотрудника МФЦ или другого органа регистрации.

Написать автору отзыв на статью

* Поля, обязательные для заполнения
Отзыв *
Имя *
E-mail для ответа
На случай, если потребуется что-то уточнить. Не публикуется, конфиденциальность гарантируется.
Введите код с картинки *
Код