Набережная Массалитинова

Протяженность набережной Массалитинова в Воронеже примерно 1 200 м

На правом берегу водохранилища расположилось одно из живописнейших мест Воронежа — набережная Массалитинова. Она протянулась вдоль берега водохранилища от Северного до Чернавского моста.

На карте Воронежа эта улица появилась в 1981 году. Несмотря на сравнительную молодость, история этого района весьма продолжительна.

Древняя история молодой улицы

Первые дома на будущей набережной Массалитинова в Воронеже появились уже в XVII веке. А в конце XIX столетия район Большой Девиченской и прилегающих к ней улиц был густо заселен. Причем, если около Чернавского моста еще попадались зажиточные дома, то ближе к Троицкой слободе (в сторону современного Северного моста) селилась сплошь городская беднота. По социальному составу это были мелкие ремесленники, а также железнодорожные рабочие. Во многих семьях нищета была столь вопиющей, что подростки, рискуя жизнью, таскали бревна из реки, чтобы растопить печь. Рыбная ловля и лодочный перевоз были еще одной статьей доходов местного населения.

Зарабатывали и на развлечениях. Река и приволье заливных лугов привлекали на берег летом множество горожан. Однако пляжей в привычном нами понимании на рубеже XIX-ХХ веков еще не было. Возле Алексеево-Акатова монастыря стояла одна из трех городских купален. Она представляла собой длинный деревянный барак на сваях. Мужчины и женщины за небольшую плату купались в разных отделениях.

Тут же, на помостах с купальнями, была «платемойня», где стирали белье. На воде покачивались лодки, которые сдавались напрокат любителям романтических прогулок. Городские власти сдавали места под купальни арендаторам, имея с этого приличный доход. Вместе с тем для содержания пляжной зоны в надлежащем состоянии ничего не делалось. Туалеты для купающихся были очень большой редкостью. В 1907 году губернаторская комиссия признала, что вода в реке сильно загрязнена навозом, стоками бань и «платьемоен».

Еще одной проблемой жителей старого города было отсутствие дорог. Вплоть до конца XIX века к современной набережной Массалитинова в Воронеже не вело ни одного обустроенного спуска. Жители Большой Девиченской (нынешняя улица Сакко и Ванцетти) жаловались губернатору на трудность подъема по глинистым тропинкам и ведрами воды и узлами свежевыстиранного белья. Сеть замощенных булыжником дорожек оформилась здесь лишь в первые годы советской власти. Тогда же, в начале ХХ века, за этой местностью утвердилось немудрящее название — улица Берег реки.

На берегу воронежского «моря»

В 1972 году живописная пойма реки Воронеж превратилась в голубую гладь водохранилища. Это событие стало новым этапом в становлении набережной Массалитинова. Еще в конце 1960-х было снесено 2,5 десятка жилых домов вдоль берега реки. После заполнения зеркала водохранилища множество прибрежных усадеб оказалось заболоченными, жителей также пришлось отселить.

На месте неказистого частного сектора решено было создать зеленую зону. Вторая половина 1970-х — время активного благоустройства Воронежа. Создав рукотворное «море», городские власти начали реконструкцию правого берега. Мощь промышленных предприятий давала финансовые возможности для грандиозных преобразований. Набережная оделась в гранит, появились чугунные парапеты, были заасфальтированы дороги.

Если создание парковой зоны можно занести в актив тогдашних отцов города, то чехарду с переименованием улицы — весьма затруднительно. В 1974 году Берег реки был переименован в набережную Буденного, советского полководца времен Гражданской войны. В 1980 году на городской карте появилась улица Массалитинова. Спустя год участок от Чернавского до Северного моста стал именоваться набережной Масалитинова.

Влюбленный в русские напевы

Кто такой Массалитинов? Известный советский композитор и хоровой дирижер, народный артист СССР. Его имя дали новой улице не случайно.

Константин Ираклиевич Массалитинов (ударение на первую «и») (1905-1979) родился в Воронеже в известной купеческой семье. Его детские и юношеские годы прошли здесь, на берегу реки в Акатовом предместье. Уютный уголок старого города полюбился композитору, став его самым любимым районом Воронежа.

Услышанные в детстве народные песни так запали в душу Масалитинова, что он посвятил им всю свою жизнь. В самый разгар войны, в конце 1942 года, из лучших вокалистов колхозных ансамблей был создан Воронежский русский народный хор. Художественным руководителем назначили К. И. Массалитинова. Артистов можно было часто увидеть на передовой — своими песнями они поднимали боевой дух красноармейцев. Лучшей оценкой хоровой бригады стали безыскусные, но очень теплые слова благодарности от фронтовиков, которые сохранились в воронежских архивах.

Воронежским русским народным хором Массалитинов руководил до 1964 года. А через два года создал еще один знаменитый коллектив — «Воронежские девчата». Ансамбль хорошо известен среди любителей русской народной песни. В филармонии регулярно проводятся его концерты.

А еще Константин Ираклиевич был активным собирателем русских народных песен. Продолжив дело М. Е. Пятницкого, Массалитинов ездил по селам и записывал их. Более 500 песен спасено им от полного забвения.

Лиричное настроение любимой улицы музыканта под стать распевным народным песням, в которых слышится плеск волны и шелест леса. Из своих окон жители набережной Массалитинова в Воронеже могут любоваться величественной панорамой Левобережья.

Красивые виды еще в начале 1990-х пришлись по душе состоятельным горожанам. Сегодня набережная Массалитинова — район элитной коттеджной застройки. Сотка земли здесь — одна из самых дорогих в городе. В связи с активным строительством от дореволюционной застройки осталась лишь пара домов. Однако многие здешние «теремки» столь симпатичны, что впору ходить на экскурсию и любоваться современной архитектурой.

В 2010 году началось строительство дороги от Чернавского до Северного моста. Она призвана разгрузить центр от избыточного количества автомобилей. Набережная Масалитинова превращается в одну из значимых магистралей Воронежа. Шум от трассы, безусловно, нарушит тишину этого места, однако у строительства шоссе есть и свои достоинства. При наличии автомобиля теперь можно гораздо быстрее добраться до северных районов города.
Автор Ольга Утва

Источники

  • Попов П. А. Воронеж. История города в названиях улиц. — 2-е изд. — Воронеж: Издательство «Кварта», 2003. — 532 стр.: ил.
  • http://wikipedia.org

Написать автору отзыв на статью

* Поля, обязательные для заполнения