Могут ли у вас требовать предоплату — и не возвращать ее

Могут ли у вас требовать предоплату — и не возвращать ее

Частные парикмахеры, турфирмы, кафе и многие другие нередко просят предоплату по договору или без него. Порой, частично заплатив за услугу или товар, нам приходится от них отказываться. Можно ли в этом случае вернуть предоплату?

Что такое предоплата

То, что все привыкли называть предоплатой, является авансом или задатком.

В большинстве случаев платится аванс. Он может составлять любой процент от стоимости услуги и даже все 100%. Точную сумму обычно называет исполнитель, а заказчик может согласиться или найти другого специалиста. После внесения предоплаты клиент имеет право отказаться от услуги в любое время и в большинстве случаев получит аванс обратно. Если мастер не сможет выполнить работу, то, опять же, деньги вернутся заказчику.

Задаток встречается реже и берется только у юридических лиц. Если клиент отказывается от услуги, исполнитель не обязан возвращать ему деньги. Если же мастер не захочет выполнять заказ, то отдаст полученную сумму в двойном размере. Эти условия — главное, чем отличается задаток от предоплаты-аванса. Исполнителям он не всегда выгоден, поэтому при подписании договора они могут не указывать, что полученные деньги — это именно задаток, и тогда они будут считаться авансом.
Частные парикмахеры нередко просят предоплату

Влияет ли договор на возможность вернуть предоплату

Права и обязанности заказчика и исполнителя обычно закрепляются договором на оказание услуг. В нем прописывают в том числе вид предоплаты, условия ее внесения и возврата. В погоне за выгодой некоторые исполнители указывают, что предоплата невозвратная, и клиентам кажется, что в случае отказа от услуги они не смогут вернуть деньги даже через суд. Это не так. Подобные условия незаконны, поскольку нарушают права потребителя, и он имеет право получить аванс обратно.

При обращении к частным мастерам договор не заключается. Дата, время, услуги обсуждаются устно, в мессенджерах или соцсетях. Может сложиться впечатление, что в этом случае закон никого не защищает и обеим сторонам остается надеяться только на честность друг друга. Однако даже без документального подтверждения договор считается заключенным. Доказательством будут электронная переписка с записью клиента на прием, кассовый чек, выписка со счета, показывающая, что заказчик перевел деньги исполнителю, и показания свидетелей.

Всегда ли исполнитель обязан возвращать предоплату

Исполнитель должен вернуть предоплату за товар или услугу, если клиент передумал. Сделать это нужно в течение 10 дней с момента запроса. Но есть несколько нюансов, из-за которых заказчик может получить сумму не в полном объеме или не получить вовсе.

Клиент обязан возместить стоимость материалов и инструментов, которые мастер купил специально для него. Для удобства расходы вычитают из предоплаты и получившуюся разницу отдают заказчику. Чем позже клиент отказывается от услуги, тем больше могут быть затраты исполнителя, так что иногда потребитель рискует вообще ничего не получить. Такое бывает, например, при аренде кафе, если клиент отказывается от банкета за день до него, когда сотрудники уже закупили все необходимые продукты.

Если работа уже частично выполнена и заказчик доволен результатом, но потом отказывается от услуг, он получит аванс за вычетом стоимости проделанной работы, независимо от того, нужна она или нет. Например, если дизайнеру заказали нарисовать пять рекламных баннеров и он успел сдать два прежде, чем заказчик передумал, то последнему придется оплатить работу.
Кафе
Клиент не получит деньги обратно, если они были не авансом, а оплатой части услуги, например, предварительной консультации. Поэтому заказчику нужно заранее уточнять, за что именно он переводит средства. Если оплаченная часть не имеет потребительской ценности, то мастер должен вернуть аванс за неоказанную услугу, но, как правило, делается это только после обращения в суд.

Вернут предоплату или нет, зависит и от причины отказа. Если клиент не смог воспользоваться услугой из-за независящих от него обстоятельств (переноса авиарейса или болезни), то получит деньги в полном объеме. Но если он просто решил не приходить и не предупредил об этом, проспал, не открыл дверь, то предоплату не вернут.

Наконец, некоторые нечестные исполнители не возвращают деньги, объясняя это компенсацией за упущенную выгоду, но такие действия считаются незаконным обогащением и легко оспариваются в суде.

Как вернуть предоплату, если не получилось договориться с исполнителем

Для начала можно обратиться в Роспотребнадзор. Эта организация не заставит мастера отдать деньги, но наложит на него штраф за нарушение прав потребителя. Иногда это подталкивает нечестного исполнителя к тому, чтобы вернуть предоплату и разойтись с заказчиком мирно.

Если Роспотребнадзор не помог, нужно подать иск в суд. Кроме денег клиент вправе потребовать, чтобы ответчик заплатил штраф, процент за незаконное пользование средствами, компенсировал моральный вред и судебные расходы.
Читайте также