Как придумывают шутки

Если вам говорили, что научиться шутить нельзя и это дар свыше, — не верьте! Существует целая наука юмора, которая учит тому, как правильно шутить. Ее изучают люди, работа которых — создавать смешной контент в разных жанрах. Сегодня и мы прикоснемся к этой профессии — людей смешить.

Двусмысленность

Как придумывают шутки Здесь фундамент шутки — любое слово с несколькими значениями. Сначала нужно найти многозначное слово и выбрать по одному прямому и переносному значению. Теперь осталось поиграть с ними, то есть вместо ожидаемого в данной ситуации значения подставить другое.
    Никто из сотрудников не переваривал директора зоопарка. А питон смог.

    Ребята, я телефон пожал. Кто-то его посеял, а я пожал.

    — Может, сходим на рисовое поле? Потом на ржаное, а потом на ячменное зайдем.
    — М-м-м! Пройдемся по злачным местам.
К двусмысленности относят еще прием «два контекста». Один и тот же предмет помещают в разные реальности и пытаются их сблизить. Где-то на пересечении этих названий и прячется комический эффект.
    — Теперь я посажу тебя за решетку!
    — Сколько раз вам говорить, не крал я никакую решетку.

Присоединение к шаблону

Шаблон — это любое устойчивое выражение. В обычных текстах они не всегда выглядят естественно и уместно, зато при создании шуток с ними можно добиться хорошего комического эффекта. Одну часть шаблона мы не трогаем, а вторую меняем на шуточную.
    Одна голова хорошо, а две головы — уже некрасиво.

    Святой Петр:
    Господь, там у дверей атеисты.
    Бог:
    Скажи им, что меня нет.

Разрыв шаблона

В отличие от предыдущего варианта, в шаблоне не просто меняют, а, дойдя до середины фразы, полностью переставляют смыслы.
    Хороший асфальт на дороге не валяется!

    На входе у ночного клуба
    охранник Павлу говорит:
    — Придется девушку оставить:
    у нас тут со своей нельзя.

Замещение ожидания

Как придумывают шутки Один из любимых приемов всех работников корпорации юмора, более 80% шуток построены на этом принципе. Здесь задача — как можно изысканнее запутать аудиторию и вырулить к неожиданному финалу. Сперва у людей в голове возникает четкая зарисовка ситуации, но их ожидания разбиваются о неожиданную развязку.
    У нас сегодня гостья — спортсменка и просто очень красивая женщина. Даже если она когда-нибудь будет баллотироваться на пост президента нашей страны, я сразу пойду и проголосую за Путина.

    Это за маму (дает ложку каши). Это за папу (вторую ложку). А это за Витьку Картавого! (достает ружье)

    Дима, иди в метро, и без высшего образования не возвращайся.

    А после спортзала я люблю съесть пиццы. Шучу, не хожу я ни в какой спортзал.

Скачок

С перечисления характеристик, объединенных одним общим признаком, говорящий перескакивает на признак, который не имеет ничего общего с предыдущим. На примере «человек — человек — штанга» вы поймете, как это работает:
    С. Светлаков («Прожекторпэрисхилтон»): «Теперь мы не просто телеведущие, но и футболисты. Я буду за Семшова, ты — за Аршавина. Ну а Саша — верхняя штанга».

    15 лет мы не выигрывали в хоккей, и вот, наконец-то, победа! Ковальчук хорошо сыграл. Овечкин — красавец! А Анджелина Джоли тоже симпатичная.

Примечание

В таких шутках весь смысл сказанного переворачивает маленькая, будто случайно упомянутая деталь, которая обесценивает все сказанное ранее. Слушатель удивлен такому перевороту, и это вызывает у него смех. Стоит примечание всегда в конце.
    Женя комплексует, что у него женское имя... Лея.

    Иду поздно вечером по улице. Смотрю — мужик! Я бежать... Не догнала.

    Прошелся сегодня по улице. Как же много красивых девушек дома сидят.

Сравнение несравнимого

Сравнивать однотипные объекты, например, машины, города, людей, — логично. Но что будет, если сравнить два принципиально несравнимых предмета, которые находятся в разных плоскостях? Это абсурдно и, следовательно, смешно.
    С. Светлаков, И. Ургант, Г. Мартиросян («Прожекторпэрисхилтон»):
    В начале игры он вышел на поле петь гимн с двумя детьми. А за игру забил два мяча. И тут мне пришла в голову мысль: «Два ребенка, два гола. А ведь ребенок для мужчины — это тоже гол».
    Интересно, что тогда пас? Или голевая передача.

Деконструкция выражений

Как придумывают шутки Одна из самых сложных схем, из нее далеко не всегда можно построить качественную шутку. Часто ее относят к двусмысленности, хотя это два разных приема. При деконструкции нужно не просто подобрать слово с другим значением, а изменить весь смысл выражения.
    Диалог С. Светлакова и А. Цекало («Прожекторпэрисхилтон»):
    Очень интересно наблюдать за Сашей, который уже пять минут молчит, пока мы обсуждаем новость про Лолиту.
    Можно я не буду никак реагировать на Лолиту?
    Наверно, потому что ты на нее никак не реагировал, вы и развелись.

    У дураков две проблемы — Россия и дороги.

Намек

Это главный конструктор шуток для дружеских посиделок, также этот прием часто используют на сцене. Суть намека в том, что говорящий пытается говорить не напрямую, а косвенно. Слушатель додумывает сам, что пытались скрыть от него, тем самым еще сильнее раскрывает смысл.
    Недавно наш город посетил Владимир Владимирович Путин. Поэтому приезжайте к нам, пока у нас чистый и красивый город.

    Ситуация на экзамене. Вам простая тема: межпутинские президенты.

Остроумие нелепости

Это как раз тот случай, когда важно не что говорить, а как. Сказанное полностью противоречит логике и здравому смыслу, и смешно становится там, где абсурд достигает своего пика.

Сложность этого приема в том, что нельзя быть точно уверенным, что нелепица «зайдет». Многое зависит от того, насколько разогреты слушатели, а также от харизмы и артистичности говорящего.
    На следующее «Евровидение» я бы отправил не человека, а животное, например, выхухоль. Представьте: объявляют нас, и выхухоль выползает к микрофону. Я считаю, что нужно менять формат конкурса кардинально.

    Румынский институт неоконченных исследований выяснил, что в восьми случаях из десяти.

Метафоры и метонимии

Как придумывают шутки Переносное значение слова или выражение также вызывает смех, если их неожиданно вплести в контекст. Основой для метафоры или метонимии могут стать сходство, сравнение или аналогия. При этом она должна полностью изменить привычное свойство объекта.
    Ложка — это маленькая ложь.

    Когда люди спрашивают, не слишком ли сейчас много секса в кино, я отвечаю: «Откуда мне знать, я смотрю на экран, а не в зал».

Метаюмор

Объект смеха в метаюморе — нелепость шуток и юмориста в целом. Смешно здесь именно то, что неумелый юморист, полностью уверенный в успехе своих шуток, делает их несмешными. Или же просто «тормозит».
    Например, на сцену выходит юморист, известный своими шутками про президента Х, зачитывает монолог про президента Y, при этом постоянно путает имена.
Еще один вариант метаюмора — намеренная имитация чего-то несмешного. Комический эффект рождается из парадокса: аудитория ждала шутку, но в сказанном нет даже намека на нее.
    Сейчас мэр Нягани покажет, как он в тысячный раз объясняет, что у нас нет кинотеатра:
    Я вам вы тысячный раз объясняю, что у нас нет кинотеатра.

Simple truth

Это один из несложных, но очень смешных приемов. Освоить его легко, если вы только изучаете вопрос «как писать шутки». Суть приема — в «детском» понимании смысла слов и предложений. Отбрасываем тот смысл сказанного, который напрашивается в контексте, и заменяем его на буквальный.
    Такси!кричит пешеход.
    Пешеход!кричит таксист.

    Стой! Стрелять буду!
    Стою.
    Стреляю!

    «А не пойти ли мне на работу?» — подумал я. И не пошел.
И, наконец, многое зависит от того, как вы рассказываете шутку. У кого-то получается рассмешить людей нелепицей про выхухоль на «Евровидении», а у кого-то философский анекдот вызовет только «А-а-а, смешно!». Экспериментируйте с приемами, записывайте по 10-15 шуток в день, и уже совсем скоро вы сами будете давать другим советы, как научиться хорошо шутить.
Автор Людмила Волкова

Отзывы на статью

01.06.2016 22:23
Дмитрий:
Спасибо большое, очень интересно! Вот бы еще какие-нибудь курсы по юмору пройти) а то самомотивации не хватает) Надо трудиться!

Написать автору отзыв на статью

* Поля, обязательные для заполнения