Улица Циолковского

Протяженность улицы Циолковского в Воронеже примерно 1 760 м

Улицу Циолковского в Воронеже можно назвать кварталом одного предприятия — авиационного завода. Промышленный гигант дал толчок к закладке улицы, определил ее название и уклад жизни.

Начало 1930-х — время комсомольских строек, когда по всей стране строятся огромные промышленные предприятия. На левом берегу возводится авиационный завод, вокруг которого вырастает жилой микрорайон. В это время появляется старейший участок улицы Циолковского в Воронеже — от железной дороги до берега реки.

Именно завод и навеял мотивы воздухоплавания в названиях двух прилежащих к нему улиц — Циолковского и Героев стратосферы.

Революционер в мире техники

Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935) — отец современной космонавтики. Ему принадлежат разработки реактивных двигателей для самолетов и космических ракет, расчеты траекторий спуска космических аппаратов и количества топлива для межпланетных перелетов. Выдвигающиеся шасси на самолетах и поезда на воздушной подушке — тоже придумал Константин Эдуардович.

Удивительно, что все эти революционные технические идеи родились в голове ученого-самоучки. Из-за глухоты он не смог даже закончить гимназии, поэтому все науки пришлось изучать самостоятельно. Скромный провинциальный учитель на свои средства создавал множество моделей, на которых проверял и оттачивал свои идеи. Циолковский предвосхитил конструкцию самолета, создал самый прогрессивный для своего времени дирижабль. Его идеи и расчеты стали фундаментом для современного самолетостроения и космонавтики.

Славное прошлое и печальное будущее авиазавода

Инженеры Воронежского авиационного завода активно использовали наработки Циолковского. Предприятие открылось в 1934 году и почти сразу же оказалось в числе флагманов советской индустрии.

Гордостью воронежских авиастроителей стали тяжелый бомбардировщик ТБ-3 и самолет АНТ-25. Технические характеристики АНТ-25 оказались столь высоки, что машину выбрал В. П. Чкалов для своего перелета через Северный полюс.

В 1940 году на воронежском авиазаводе начался выпуск легендарных штурмовиков Ил-2. Их необычайная маневренность на малых высотах позволяла советским летчикам наносить противнику значительный урон. В битве под Москвой зимой 1941-го фашисты прозвали Ил-2 «черной смертью».

Многие годы легендарное предприятие было «донором» воронежской экономики. Оно «обросло» многими объектами социальной инфраструктуры. Так, на улице Циолковского в Воронеже появились Дворец культуры имени В. И. Ленина (дом №17) и стадион «Буран».

После распада Советского Союза Воронежское акционерное самолетостроительное общество (именно так теперь называется авиазавод), что называется, свалилось в штопор. Отсутствие заказов и массовые сокращения стали привычным явлением на предприятии. Из-за малых объемов производства себестоимость воронежских самолетов оказывается слишком высокой. По соотношению «цена-качество» они пока что не в состоянии конкурировать с иностранной продукцией. Вступление России в ВТО делает перспективы предприятия весьма туманными. Смогут ли самолеты ВАСО завоевать мировой рынок, покажет время.

Продукция завода на постаменте

О славном прошлом авиационного завода сейчас напоминает памятник рядом с проходной. Посередине площади на перекрестке с улицей Героев стратосферы на постаменте высится легендарный штурмовик Ил-2.

Машину времен Великой Отечественной войны подняли со дна озера, расположенного в Белгородской области. Местные жители указали поисковикам место падения самолета. Внутри были найдены останки трех человек. Как в двухместном истребителе оказалось такое количество людей, останется навсегда загадкой. Родственники погибших были найдены и приглашены на открытие памятника. Оно состоялось в 1979 году.

Стоит отметить, что восстанавливала самолет молодежь авиационного завода. После работы и по выходным приходили в цех и под руководством ветеранов реконструировали облик крылатой машины. Добавили утерянные элементы обшивки, покрасили, даже пулемет и реактивные снаряды для достоверности навесили.

Улица Циолковского: ностальгия по Союзу

Сегодня улица Циолковского в Воронеже — сравнительно благоустроенная городская окраина. Самым существенным минусом этого района является, пожалуй, гул самолетных двигателей — готовые машины проверяют на соответствие стандартам. К тому же на территории завода расположена взлетно-посадочная полоса. Ее часто используют для приема самолетов с высокопоставленными делегациями. Ведь с улицы Циолковского гораздо быстрее и удобнее выехать в центр, чем из городского аэропорта.

В наследство от промышленного гиганта осталась развитая инфраструктура. На площади перед памятником — кафе «Полет» (дом №22). Раньше это была столовая авиазавода, сегодня перекусить здесь может любой желающий.

Из образовательных учреждений — средняя школа № 15 (дом №12а) и ПТУ №3 (дом №28). В одном здании с профтехучилищем выпекает свою продукцию ООО «Экохлеб».

Дом культуры и стадион, хотя и не в лучшей своей форме, но по-прежнему функционируют.

Вот уже полвека как по улице Циолковского в Воронеже ходят троллейбусы. Интересно, что номера некоторых маршрутов сохранились с советской эпохи. Площадь перед проходной авиазавода с советских времен остается конечной остановкой ряда маршрутов общественного транспорта.

Юго-восточный участок улицы за железной дорогой заканчивается в районе ВАИ. Аббревиатура прочно вошла в лексикон горожан. Ее происхождение связано с возводившимся здесь до войны Воронежским авиационным институтом. Военные действия помешали открытию вуза. Сейчас по улице Циолковского проходит граница между современными зданиями и частным сектором. С одной стороны — высотные дома, с другой — малоэтажная застройка.

Некоторая отдаленность от деловых центров города сказывается на атмосфере улицы. Жизнь здесь течет размеренно, без спешки и суеты. В ритме, располагающем к отдыху после работы. Обилие зелени придает улице дополнительный уют.
Автор Ольга Утва

Источники

  • Кононов В. И. Воронеж. История города в памятниках и мемориальных досках. — Воронеж. Центр духовного возрождения Черноземного края, 2005. — 352 с.
  • Попов П. А. Воронеж. История города в названиях улиц. — 2-е изд. — Воронеж: Издательство «Кварта», 2003. — 532 стр.: ил.
  • http://ru.wikipedia.org

Написать автору отзыв на статью

* Поля, обязательные для заполнения