Улица Кольцовская


Протяженность улицы Кольцовская в Воронеже примерно 3 340 м

Земляной вал и легендарная канава, исполинские тополя и ароматы кондитерской фабрики, взорванный собор и винный склад, похожий на древний замок — вся история города отобразилась в облике улицы Кольцовской в Воронеже.

Крайняя — не значит глухая

Современная Кольцовская улица Воронежа протянулась от ж/д вокзала почти до цирка. Она появилась в конце XVIII века. Согласно первому генеральному плану, ей придавалось особое, первостепенное место в системе оборонительных сооружений. Ведь именно здесь проходил земляной вал, опоясывавший город. Поэтому каждый изгиб улицы повторяет очертания тогдашнего Воронежа.

Земляной вал, сухой ров и примитивные заставы с рогатками — таковы были сооружения, призванные защищать город от внезапного набега кочевников. Впрочем, угроза такого несчастья была крайне мала, поэтому в 1820-х гг. вал срыли, а ров засыпали за ненадобностью. Улица превратилась в очень широкую магистраль.

Кузни на перекрестке Большой Московской (ныне улица Плехановская), колокольный завод купцов Самофаловых на месте нынешней кондитерской фабрики да ряд домишек работного люда — вот и вся застройка XIX века. Сразу же за границей земляного рва начиналась степь. Воздух был наполнен пряным ароматом разнотравья, а монотонное стрекотание кузнечиков навевало легкую дремоту.

Будни Лесной улицы

В XIX веке в районе пересечения нынешних Плехановской и Кольцовской улиц Воронежа появилась Лесная площадь. Здесь торговали лесом, а, следовательно, вдоль улицы протянулись склады, «лесные дворы», штабеля досок лежали даже вдоль домов. Таким образом, вся улица вскоре стала именоваться Лесной.

С течением времени торговля сконцентрировалась на юго-западе улицы, на месте Комсомольского сквера (через дорогу от бывшего кинотеатра «Луч»). Тут зашумела Дровяная площадь. В конце XIX века сюда перебазировалась торговля лошадьми: сначала по выходным, а с 1884 года и в будние дни. А сама торговая площадка получила второе название — Ново-Конная площадь. Движущееся «море» телег, в толчее шныряют карманные воришки и конокрады, разинув рот, глазеют зеваки, ржание лошадей, в воздухе стойкий «аромат» навоза — примерно такую картину здесь можно было наблюдать каждый день. Вообще район около Большой Московской был наиболее оживленным, ведь рядом шумели крупнейшие рынки города.

Несколько иная картина наблюдалась в северо-восточной части улицы. С появлением в этом районе во второй половине XIX века железной дороги, Лесная превратилась в промышленную окраину. По социальному составу население здесь четко делилось на две группы: промышленники, чьи предприятия дымили неподалеку, и работный люд, трудившийся на этих же заводах.

До конца XIX века работал колокольный завод купцов Самофаловых. Он был столь известен, что даже изготовил огромный колокол для петербуржского храма Спаса на крови. Позже в корпуса металлургического предприятия переселилась кондитерская фабрика. Ее можно видеть и по сей день на пересечении с улицей Карла Маркса.

Там, где еще недавно стоял универмаг «Россия», работала паровая мельница «Первого Товарищества» — одно из крупнейших промышленных предприятий города. В начале ХХ века рядом с ней появился маслобойный завод. А еще на улице были медоваренный, солодовый, дрожжево-винокуренный и маслобойный заводы, керосиновый склад, мебельная фабрика, мастерская бетонных изделий.

В 1900 году на улице Кольцовской в Воронеже открылся Казенный винный склад, известный ныне как ликеро-водочный завод. В стране очередной раз вводилась государственная монополия на производство спиртного. Поэтому решено было построить современное предприятие по выпуску качественной алкогольной продукции. Завод, и правда, был оснащен по последнему слову тогдашней техники. У него даже была собственная лаборатория, следившая, чтобы в вине не было сивушных масел.

Названная в честь поэта

Свое современное название Кольцовская улица Воронежа получила в 1892 году, когда город отмечал 50-летие со дня смерти Алексея Васильевича Кольцова (1809-1842). Имя поэта-земляка, чьи стихи более походили на народные песни, было хорошо известно каждому мало-мальски образованному воронежцу. Поэтому предложение о переименовании Лесной улицы в Кольцовскую городской думой было воспринято с одобрением.

Несмотря на поэтичность названия и обилие преуспевающих предприятий, благоустройство улицы Кольцовской оставляло желать лучшего. Вплоть до Октябрьской революции она оставалась почти полностью незамощенной и неосвещенной. Добавляла головной боли жителям и сточная канава, расположенная вдоль улицы.

Любовь и боль моя — канава

Ну в каком еще в сухопутном городе вы встретите настоящий водный канал? Прямо уголок Голландии на просторах Черноземья! Появилось этот необычный объект в 1859 году как первая в Воронеже канализация. Ее прорыли в промышленной части улицы на месте бывшего крепостного рва. Огражденная перилами, широкая канава первоначально принимала в себя только стекавшую с тротуаров воду дождевую воду.

Однако вскоре недобросовестные ассенизаторы стали сливать сюда по ночам содержимое своих бочек. В воздухе после таких «набегов» распространялось страшное зловоние. Положение усугубляло и то, что во время сильных дождей вода в канаве выходила из берегов и затопляла подвалы и даже первые этажи близлежащих домов. Сколько же нелестных слов было сказано жителями в адрес этого сооружения!

И тем не менее, именно сточная канава почти сотню лет являлась «визитной карточкой» и улицы Кольцовской, и Воронежа в целом. Летом детишки пускали по воде кораблики, барахтались на мелководье, плели венки из одуванчиков и отдыхали в тени тополей, посаженных по берегам. А зимой вся канава превращалась в бесплатный каток. Казалось, весь город выходил сюда покататься на коньках. Кстати, именно на льду воронежской канавы учился мастерству будущий олимпийский чемпион по фигурному катанию Н. А. Панин-Коломенкин.

Эта «достопримечательность» улицы прекратила свое существование лишь в 1954 году. На ее месте был разбит бульвар. Многие годы его украшением были вековые тополя-исполины в несколько обхватов каждый. К сожалению, в 1994 году все они были спилены.

День сегодняшний улицы Кольцовской

Современная улица Кольцовская в Воронеже — это, прежде всего, всего широкая и очень оживленная магистраль. Весь грузовой транспорт, движение которого по центральным улицам либо запрещено, либо ограничено, проезжает здесь.

Сохранила улица и свою промышленную специализацию. По-прежнему работает ликеро-водочный завод, благоухает кондитерская фабрика, дымит фармзавод. Нет изумительного по красоте костела, который до 1962 года стоял на пересечении с улицей Комиссаржевской. Он уцелел в войну, но не смог пережить очередной кампании по борьбе с религией. На этом месте сейчас типовая «хрущевка» (д. №15).

Взорван в 1931 году и Владимирский собор, средства на сооружение которого собирали всем городом. Он находился на бывшей Дровяной площади. Сейчас на этом месте снова строится храм — теперь уже Рождества Христова, но по величию и красоте убранства он, конечно, уступает своему предшественнику.

А вот элегантная высотка-«сталинка» на месте пересечения с улицей Ворошилова является подлинным украшением города.

Жилой фонд улицы Кольцовской в Воронеже неоднороден: здесь есть и «хрущевки», и «сталинки», и дома, построенные в позднесоветский период. Как и все центральные улицы Воронежа, Кольцовская отличается хорошо развитой инфраструкторой: здесь есть магазины, почтовое отделение, медицинские учреждения. Очень удобна она в транспортном отношении: отсюда можно легко выехать в любой конец города. Кольцовская обязательно понравится тем, чья жизнь связана с постоянными разъездами.
Автор Ольга Утва

Источники

  1. Историко-культурное наследие города Воронежа. Руководитель научного проекта: Э. А. Шулепова. Научные редакторы: Е. Н. Чернявская, Т. С. Старцева. — Воронеж. Центр духовного возрождения Черноземного края, 2000. — 576 с.
  2. Попов П. А. Воронеж. История города в названиях улиц. — 2-е изд. — Воронеж: Издательство «Кварта», 2003. — 532 стр.: ил.

Написать автору отзыв на статью

* Поля, обязательные для заполнения