Аутплейсмент


Аутплейсмент (outplacement) — процедура трудоустройства увольняемых сотрудников. Термин пришел к нам с Запада и обозначает комплекс мер, предпринимаемых компанией-работодателем в отношении сотрудников, подлежащих увольнению. Российские работодатели в большинстве своем не взяли на вооружение опыт западных коллег главным образом из-за временных и финансовых затрат, связанных с процедурой. Однако нельзя сказать, что аутплейсмент обошел нас стороной, — иностранные компании, работающие на территории России, начали применять его с конца 1990-х годов. В настоящее время из общего количества российских фирм, сокращающих штаты, не более 15% прибегают к этой практике. Для сравнения — в Бельгии процедура аутплейсмента является обязательной, а работодатели, проигнорировавшие ее, подвергаются штрафу.

Актуальность

Аутплейсмент Необходимость в аутплейсменте появляется в период массовых увольнений, связанных с сокращением штата или реорганизации. История возникновения процедуры относится к концу 70-х годов ХХ века и связана с ростом активности профсоюзов, защищающих права работников. В российской практике, где влияние профсоюзов минимально, поддержка обычно сводится к материальным выплатам.

Задачи

Процесс аутплейсмента призван решать следующие задачи:
  • снизить уровень стресса увольняемых сотрудников;
  • снизить риски для компании: сотрудник, которого «не бросили» менее расположен к разглашению коммерческой тайны, судебным разбирательствам по поводу неправомерности действий работодателя;
  • не допустить трудоустройства увольняемого работника в конкурирующую компанию, особенно если он обладает какой-либо важной информацией (возможен вариант заключения договора между работодателем и кадровым агентством с обязательством не предлагать вакансии от конкурентов);
  • сохранение своего доброго имени и деловой репутации.

Вызывать ли огонь на себя

В зависимости от своих финансовых и кадровых возможностей компании выбирают один из вариантов: организовывают процедуру аутплейсмента на своей территории с помощью hr-специалистов или же привлекают к процессу сторонние организации — кадровые и рекрутинговые агентства.

Проводя аутплейсмент собственными силами, работодатель разрабатывает ряд мер, которые должны помочь сотруднику безболезненно покинуть организацию и устроиться на другую работу. Они включают в себя:
  • помощь в создании резюме — специалисту по кадрам легче выделить положительные качества сотрудника, подчеркнуть его профессиональные достижения;
  • помощь в продвижении резюме — hr-специалисты постоянно общаются с коллегами из кадровых агентств и полученное от них резюме не останется без внимания;
  • рекомендации предполагаемым работодателям;
  • подготовительные тренинги — с практическими занятиями и созданием вспомогательных документов с полезными советами, как пройти собеседование.
Аутплейсмент Приглашая специалистов со стороны, компания самоустраняется и не принимает участия в поддержке увольняемого персонала. Тем самым ответственность за все последствия дальнейшего трудоустройства работников перекладывается на плечи кадрового агентства. Это очень удобный, но весьма дорогостоящий для работодателя вариант, поскольку услуги специалистов придется оплачивать.

Участники ситуации «увольнение-сокращение», находясь по разные стороны баррикад, с помощью аутплейсмента находят общий язык, благодаря которому расставание проходит менее болезненно. При этом польза для работодателя выражается в минимизации затрат на судебные тяжбы и трудовые споры, сохранении деловой репутации и коммерческих тайн. Польза для персонала — это выход из стресса, грозящего перейти в затяжную депрессию, моральная поддержка — тебя не оставили один на один с проблемой — и быстрый поиск работы, основанный на полученных знаниях и помощи кадровых специалистов.

Без сомнения, аутплейсмент персонала является положительным явлением, и его распространение несет всестороннюю пользу. Однако не все компании могут позволить себе это финансово или не считают нужным вводить из-за небольшой численности сотрудников, заменяя процедуру другими бонусами. Возможно, со временем сомнения работодателей разрешатся и работники российских компаний почувствуют себя более защищенными.
Автор Наталья Мандрыкина

Написать автору отзыв на статью

* Поля, обязательные для заполнения