Афиша+ переехала. Свежие выпуски теперь читайте на собственном сайте проекта.

Киноклуб «Кампанеллы»: «Деревенька моя центральная» Иржи Менцеля 16+
23 октября, 19:00, КЦ «Кампанелла» (ул. Фридриха Энгельса, д. 30)

Главный герой комедии «Деревенька моя центральная» (Vesnicko má stredisková), добрый, но придурковатый сельский чудик Отик считался помощником шофера. Он постоянно попадал в нелепые ситуации — как ребенок, совершенно не приспособленный ко взрослой жизни. Поэтому многие отказывались с ним работать. Когда же по приглашению некоего пражского начальника, надеявшегося обменять комнатушку в блочном доме на дачный участок, Отик уезжает в город, деревенские жители понимают, что без него нечто важное уходит из их жизни...
Комические приключения деревенского простачка, помощника водителя грузовика, получили Специальный приз жюри кинофестиваля в Монреале и удостоились номинации на премию «Оскар» в категории «лучший иноязычный фильм 1987 года». Одна из лучших чешских комедий с любовью рисует портреты жителей чешской деревни восьмидесятых годов. В числе главных героев — рассудительный шофер колхозного грузовика Павек, который, несмотря на все трудности, не может расстаться со своим верным, но умственно отсталым грузчиком Отиком. Еще один обаятельный персонаж — доктор Скружны, который, любуясь красотами чешской природы, забывает об управлении машиной. Фильм полон ласкового, интеллигентного юмора и незабываемых диалогов. «Каждый прекрасный момент человеку бы следовало сохранить до худших времен», — говорит доктор Скружны в исполнении Рудольфа Грушинского. К таким прекрасным моментам ценители кино нередко причисляют просмотр этого фильма.
Иржи Менцель родился 23 февраля 1938 года в Праге. Чешский кинорежиссер, актер, сценарист, один из главных представителей — наряду с Верой Хитиловой, Милошем Форманом и др. — «Новой волны» в чешском кино 1960-х годов, которая во многом совпала с общим обновлением европейского кинематографа в тот период. Сын писателя и журналиста Йозефа Менцеля. Увлекался театром и поступал в Академию музыкального искусства в Праге на театральный факультет, но не был принят «за отсутствием необходимых данных». Учился на отделении кино в мастерской Отакара Вавры вместе с Верой Хитиловой и другими будущими режиссерами «Новой волны». Дебютировал в 1960 году короткометражным фильмом «Панельные дома», будучи студентом 3-го курса Академии. Режиссера с первых работ отличало внимание к повседневной жизни во всей ее неприкрашенности и алогизме. Мировую славу ему принес фильм «Поезда под особым наблюдением» (1966, по роману Богумила Грабала, премия «Оскар» за лучший иноязычный фильм года). Впоследствии многие фильмы Менцеля были запрещены к показу официальными властями и появились на экранах лишь в 1990-е годы. Выступал как актер, в том числе в фильмах других представителей «Новой волны», снимался у Марты Месарош и Кшиштофа Занусси. Активно работал в театре. Приз Акиры Куросавы за совокупность творчества на кинофестивале в Сан-Франциско (1990). «Чешский лев» за вклад в отечественное кино (1996).
Иржи Менцель в своих мемуарах пишет, что сюжет «Деревеньки...» возник после того, как сценаристу Зденеку Свераку по ошибке дважды заплатили за работу в фильме «На хуторе у леса» и для отчетности попросили что-то такое написать, пару страничек. Тот сел и написал нечто за пару минут. Но Сверак не был бы Свераком, если бы из любой своей ерунды не старался сделать что-то прекрасное. Он сам для себя начал работать над сценарием, читал иногда Менцелю куски, так постепенно и возникло это кино.
Рудольф Грушински — выдающийся чешский театральный актер, который также снялся во множестве популярных чешских фильмов, в том числе в фильме режиссера Карела Стеклы «Бравый солдат Швейк», где сыграл главного героя. Родился 17 октября 1920 года в городе Нова Вчелнице (Чехия). Представитель династии знаменитых актеров. Родился буквально на сцене, в театре после спектакля, где его мать Гермина Червичкова выступала с танцевальным номером. С детства играл на любительской сцене, после переезда семьи в Прагу попытался поступить в Пражскую консерваторию, но потерпел неудачу. Памяти актера режиссер Иржи Менцель посвятил свою новеллу «Один миг» в киноальманахе «На десять минут старше: виолончель» (2002).

Над выпуском работал Виктор Никитин.

Сделано в студии Артбум Знак сохранения авторского дизайна, стилистики и орфографии