Типы мотоциклов

В современном значении мотоцикл — это двухколесное транспортное средство с двигателем внутреннего сгорания. В нашей статье мы расскажем об истории возникновения, а также о видах мотоциклов, встречающихся сегодня.

Краткая история создания

Типы мотоциклов Первый двигатель, установленный на двухколесный экипаж, был паровым — в 1860-х годах это была единственная доступная технология того времени. Компактные габариты парового двигателя позволяли установить его на двухколесный агрегат, но популярностью такая машина не пользовалась из-за тяжести и неповоротливости, а также очень низкого КПД двигателя — при весе в 9 кг он выдавал всего 0,25 л. с. В итоге такой мотоцикл был выпущен лишь в нескольких экземплярах — дальше дело не пошло, но сама идея создания самодвижущегося велосипеда людям понравилась.

Мотоцикл с двигателем внутреннего сгорания впервые был сконструирован Готлибом Даймлером и Вильгельмом Майбахом в Германии в 1885 году. Причем изобретать мотоцикл эти господа не планировали: деревянная рама с колесами, на которую установили мотор, служила лишь испытательным полигоном для двигателя, собранного инженерами. Конструкция развивала скорость 12 км/ч, была признана успешной, и в том же году Даймлер получил патент на это изобретение. Больше конструкторы никогда к двухколесным аппаратам не возвращались, а исторический деревянный мотоцикл сгорел в гараже Даймлера в 1904 г.

Серийно мотоциклы начала производить в 1894 году компания Hildebrand & Wolfmüller. Созданное ими транспортное средство уже имело характеристики современного мопеда: двигатель мощностью 2,5 л. с., скорость до 45 км/ч и вес около 50 кг. Правда, заводился такой мотоцикл тогда только «с толкача», но это уже был настоящий прорыв в отрасли.

Постепенно мотоцикл оброс такими опциями, как коробка передач со сцеплением, цепной привод, воздушное охлаждение, мягкие подвески и электрическое освещение. Так моторизованный велосипед нашел себе применение и как повседневное средство передвижения, и как спортивный атрибут, а позже некоторые модели и вовсе стали предметами роскоши.

Какие бывают мотоциклы

Типы мотоциклов Дорожные мотоциклы представлены 12 видами.
  • Классик (classic). Прародитель всех остальных типов. Классический мотоцикл потребляет примерно 7 литров бензина на 100 км, он неприхотлив в эксплуатации и уходе: расходные материалы (шины, масло) для него относительно недороги. Мотоциклист на классике едет с прямой спиной, и конструкция байка слабо защищает пилота от ветра.


  • Спортбайк (sportbike). Спортивный мотоцикл имеет мощный двигатель, малую массу и обтекаемую форму. Посадка мотоциклиста напоминает позу эмбриона. Спортивные байки отлично показывают себя на трассе за счет скоростных качеств и послушной шестиступенчатой коробки передач. В городе спортбайки хороши своей маневренностью.


  • Суперспорт (supersport) — мощная и скоростная версия спортбайка. Такой байк рекомендуется настоящим любителям спортивной езды, так как из-за специфического строения (низкий руль, высокие подножки) неопытному мотоциклисту спустя 40-60 минут удержаться в его седле довольно сложно из-за затекания мышц.


  • Спорт-турер (sport tourer) — гибрид спортивного и туристического мотоцикла. Прямая посадка позволяет ездить на дальние расстояния, причем даже в самых долгих дорогах мотоциклист не испытывает никакого неудобства. Благодаря большому весу спорт-турер остается устойчивым на трассе при боковом ветре. Для города, однако, стоит подыскать нечто другое, потому что такая громада совсем не предназначена для маневров.


  • Турист. Его основные характеристики — удобная посадка, большой объем топливного бака и крупные размеры. Как следует из названия, мотоцикл предназначен для туристических поездок. Конструкторы «туристов» делают основной упор на комфорт, вот почему на таких мотоциклах можно встретить не только удобные сидения со спинкой, но и встроенные подлокотники и даже радио.
Типы мотоциклов
  • Чоппер (chopper). Этот мотоцикл не выпускается серийно и больший успех имеет скорее на выставках, нежели на трассе. Чоппер легко узнать по рогатому рулю, далеко вынесенным вперед подножкам, хромированным деталям и максимально удобному сидению — с 1950-х годов стиль этих мотоциклов остается неизменным.


  • Круизер (cruiser) — конструкция с низкой посадкой, обтекателями и ветровыми стеклами. Часто присутствуют откидная спинка и хромированные детали. Двигатель круизера не создан для скорости, поэтому такой тип мотоцикла предпочитают любители размеренных и комфортных поездок.


  • Кастом (custom) — название от английского «заказ». На Западе кастом изготавливают в единичном экземпляре или в малом количестве. Воронежские аналоги кастома собирают в гараже, и они обычно представляют собой переделки круизеров и чопперов с упором на внешний вид, а не на ходовые качества.


  • Дрэгстер (dragster). Так называется гоночный мотоцикл для заездов на прямых трассах. Средняя мощность двигателя — около 1000 лошадиных сил. Для сравнения: этот же параметр у «классики» составляет 30 л. с.


  • Скарвер (scarver) — это класс мотоциклов, имеющий много общего с внедорожными. У них, как правило, низкая посадка, экономичный двигатель и минимум пластика на обвесе. Благодаря хорошей управляемости этот мотоцикл часто называют «королем поворотов».


  • Мини-байк (mini bike). У этого миниатюрного мотоцикла есть свои взрослые поклонники. Мини-байк используется в спортивных заездах на картинг-трассах. Главное — научиться держать равновесие.


  • Тяжелые мотоциклы. Отличительные признаки — наличие бокового прицепа, большая масса и способность перевозить громоздкие грузы. Тяжелые мотоциклы не могут набирать высокую скорость, но уверено чувствуют себя на бездорожье.
Типы мотоциклов Классы мотоциклов для езды по бездорожью называются внедорожными.
  • Кроссовые (cross). Относятся к спортивному инвентарю и используются для кроссовых гонок. Конструкция включает прочную раму, надежную длинноходную подвеску и двухтактный двигатель. У мотоцикла нет фар, задних фонарей и поворотников, поэтому для реальных дорожных условий он непригоден.


  • Эндуро (enduro). Представляет собой идеальный вариант для приобретения и тренировки навыков управления мотоциклом, расценивается как спортивный инвентарь и тоже непригоден для езды в городе или на трассе. Эндуро тяжелее кроссового мотоцикла, имеет широкий руль и минимум облицовки.


  • Мотард (motard). Версия эндуро с 17-дюймовыми колесными дисками. Центр тяжести опущен ниже к земле, что позволяет с легкостью проходить повороты. Шоссейная резина, мощные подвески и тормоза предполагают в основном езду по асфальту.


  • Супермотард (supermotard). Гибрид эндуро и кроссового мотоцикла, используется для езды как по городу, так и по пересеченной местности. Диаметр колес составляет те же 17 дюймов, для дорог с твердым покрытием используют обычно спортивную резину.


  • Триал. В переводе с английского «trial» означает «испытание»: мотоциклу часто приходится сталкиваться с проверкой на прочность в спорте под названием мототриал. Конструкция легкая, надежная, с полной защитой двигателя и трансмиссии, со смещенным центром тяжести и шестиступенчатой коробкой передач.

Безопасность и виды экипировки

Типы мотоциклов Езда на мотоцикле гораздо опасней, чем на автомобиле. Водитель не защищен даже кузовом, не говоря уже о всевозможных ремнях и подушках безопасности. Угрозой мотоциклисту может явиться даже обычный камень, вылетевший из-под колеса впереди идущего транспорта. Кроме того, мотоцикл обладает большей динамикой, возможностью более резкого маневра, а в случае со спортивными моделями и большей скоростью, чем автомобиль.

Базовая подготовка в мотошколах, конечно, дает навыки безопасного вождения, но без должной практики чувствовать себя спокойно на дороге все же нельзя. В итоге риск получить серьезную травму за рулем мотоцикла примерно в 20 раз больше, чем за баранкой автомобиля. В связи с этим к мотоциклистам предъявляются особые требования по экипировке. Минимальное — мотоциклетный шлем. Но лучше, если водитель будет полностью облачен в защитный костюм.

Для разных видов дорожного покрытия предусмотрена своя экипировка, учитывающая условия езды и покрытия дороги. Различают 3 типа таких костюмов:
  • Трековая экипировка: разработана специально для участия в мотогонках. В первую очередь это касается шлемов, они призваны максимально противостоять ударам. Комбинезоны оснащены жесткими вставками на спине, плечах, локтях и коленях.


  • Дорожная экипировка: призвана не только защищать водителя, но и быть максимально комфортной. Одежда в данном случае часто имеет мембранные вставки, обувь делается более мягкой и удобной, а шлем не только защищает голову от удара, но и имеет шумоизоляцию.


  • Внедорожная экипировка: разработана для участия водителя в мотокроссах на бездорожье. Асфальта здесь нет, защищать от него мотоциклиста не требуется, поэтому сама одежда сделана чаще из текстиля. Шлем не имеет стекла, так как оно может быстро забрызгаться грязью, больше внимания уделено защите челюсти при падении. Защита тела представляет собой доспехи из легкого, но прочного состава, напоминающего пластик. Основной акцент делается на защите ключиц, ног (на них часто падают мотоциклы), а вот руки защищены слабо, чтобы не стеснять движения пилота.


Благодаря такому обмундированию мотоциклист может чувствовать себя в относительной безопасности, но мы призываем вас помнить, что любая защитная экипировка способна защитить скорее от скольжения по асфальту или грунту, но она практически беззащитна при лобовом столкновении.
Берегите себя и удачи на дорогах.

Написать автору отзыв на статью

* Поля, обязательные для заполнения