Незаменимый сотрудник


Увольнения и сокращения во время кризиса могут коснуться каждого, так что в борьбе за место под солнцем все работники хотят стать незаменимыми. Ценный сотрудник является средоточием профессионализма, и на нем зачастую завязаны важнейшие процессы, влияющие на успех компании. Такого работника боятся потерять, ему охотно повышают заработную плату и при любом экономическом кризисе держат в штате.

Знакомьтесь — незаменимый сотрудник

Незаменимый сотрудник В Сети есть множество публикаций с советами, как стать незаменимым сотрудником и повысить свою привлекательность в глазах работодателя. Но так ли это необходимо? Попробуем разобраться.

Незаменимые работники делятся на две категории: «звезды» и «трудоголики». «Звезды» осознают свою ценность, на них завязаны большинство контактов или ключевые моменты деятельности компании. Они не любят коллективную работу, предпочитая пожинать плоды успеха в одиночку. Чаще всего все свои мысли и планы они держат в голове. «Звезда» действительно приносит пользу: она увеличивает количество продаж или создает гениальные программы, она общается с ключевыми клиентами, которые ее обожают.

Но именно это и может вызвать раздражение руководства. «Звезды» не передают опыт другим сотрудникам, они держат в тайне процессы взаимодействия с клиентами, основываясь на личных отношениях. В результате, в случае увольнения такого незаменимого сотрудника, компания теряет клиентов, которые уходят за «звездой». Так как работодатель не имеет доступа к этапам работы и контактам, большая часть проектов перестает функционировать, лишившись основного движущего механизма. Зная об этом, рекрутеры, набирающие персонал, обращают внимание, готов ли человек работать на компанию, а не на себя любимого.

Может случиться и так, что работодатель, однажды столкнувшись с одним из худших представителей «звезд», предпочтет нанять несколько «середнячков», которые не будут тянуть одеяло на себя и чье увольнение не принесет никакого ущерба.

Второй, наиболее безопасный для руководства вариант незаменимого сотрудника — трудоголик. На нем точно так же завязана большая часть производственных процессов, но он более открыт, готов делиться информацией, не боится работать в коллективе и передавать опыт коллегам.

Трудоголик всегда готов к свершениям и переработкам, он может пожертвовать отпуском и выходным днем в пользу завершения проекта, над которым трудится. Единственным минусом является опасность физического и морального истощения, поэтому работодателю следует заботиться о ценном сотруднике и, если нужно, в принудительном порядке заставлять отдыхать.

Пути к незаменимости

Незаменимый сотрудник Оба варианта являются нежелательным примером того, как повысить свою ценность в глазах руководства и не попасть под сокращение. Истина же, как всегда, посередине. На самом деле собственную незаменимость можно выразить и другими способами:
  • совершенствуйте свой профессионализм — посещайте тренинги и курсы повышения квалификации;
  • держите своего непосредственного руководителя в курсе происходящих процессов;
  • поддерживайте доброжелательные отношения с коллегами;
  • не выходите за границы делового общения с клиентами;
  • старайтесь найти в компании направление с узкой, но необходимой специализацией, без которой организация рабочих процессов невозможна или крайне затруднительна;
  • не забывайте о том, что слава чаще всего идет впереди человека, и если вы поведете себя некрасиво в одной компании, об этом могут узнать в другом месте, которое вы рассматриваете в качестве потенциального трудоустройства.

Подводные камни

Как бы ни ценило руководство того или иного специалиста, стоит отметить, что незаменимый сотрудник — звание условное. На самом деле всегда найдется тот, кто умеет и знает больше. Не будем забывать и о недостатках этого сомнительного статуса — работодатель может решить, что сотрудник, отлично справляющийся с определенной деятельностью, не нуждается в повышении, что означает остановку карьерного роста.

Бывает и так, что стать незаменимым просто не получится: компании, стараясь подстраховаться на случай увольнения или декретного отпуска сотрудника, не выделяют особо отличившихся. Рабочий процесс выстраивается таким образом, что на место одного ушедшего готовят десяток компетентных заместителей.

В любом случае решение о том, стать незаменимым сотрудником и принять на себя все риски или остаться в прежнем статусе, принимается самим работником. Нужно только найти компанию, которая открыта для талантливых индивидуалистов и готова достойно оплачивать их труд даже в кризис.

Написать автору отзыв на статью

* Поля, обязательные для заполнения