Конфликты на работе


Конфликты на рабочем месте — неизбежная реальность любого коллектива. Неважно, что стало причиной, — вовремя не сданный отчет или борьба за пульт от кондиционера, важно, что это мешает полноценному рабочему процессу и создает напряженную обстановку.

Типы конфликтов

Конфликты на работе В зависимости от положения, которое занимают противоборствующие стороны, конфликты делятся на:
  • горизонтальные — друг другу противостоят равные по положению сотрудники;
  • вертикальные — противостояние руководства и рядового сотрудника.
Также деление происходит по участникам конфликта:
  • конфликт «личность-личность» — между коллегами, не желающими учитывать интересы друг друга;
  • конфликт «личность-группа» — когда один из сотрудников не находит общего языка с коллективом и противостоит ему в одиночку;
  • конфликт «группа-группа» — противостояние между отделами или группами, сформировавшимися в компании;
  • внутриличностный конфликт — когда человек на рабочем месте выполняет роль, ему не свойственную, или когда поручения руководства носят взаимоисключающий характер, от чего появляется психологический дискомфорт.

Причины возникновения

Противоречия возникают из-за несоответствия наших ожиданий реальному положению дел или ответной реакции коллег. Наиболее частые причины конфликтов:
  • плохо отлаженные бизнес-процессы и нечеткое разграничение должностных обязанностей — в результате возникает недопонимание между сотрудниками с дальнейшим выяснением отношений;
  • нарушение Трудового кодекса со стороны руководства или работников;
  • личная неприязнь.
Реакция людей, находящихся в эпицентре конфликтной ситуации, разная — кто-то занимает позицию стороннего наблюдателя, абстрагируясь от происходящего, кто-то получает удовольствие от бесплатного развлечения, а кому-то конфликты мешают сосредоточиться на работе и приносят дискомфорт. В некоторых случаях при наличии привязанности или личной заинтересованности сотрудники готовы встать на сторону одного из участников конфликта.

Как избежать

Конфликты на работе Существуют четыре способа решения конфликтных ситуаций: согласиться с оппонентом, настоять на своем, сделать вид, что ничего не происходит, и договориться, то есть найти вариант решения, устраивающий обе стороны.

Вариант соглашательства подходит в том случае, если на другой стороне «тяжелая артиллерия» — руководитель, который не пойдет на уступки, чтобы сохранить авторитет в глазах подчиненных. Настаивать на своем нужно лишь в том случае, если есть стопроцентная уверенность в собственной правоте. В такой момент можно проявить твердость даже в отношении руководства. Если выяснится, что упорство было проявлено не зря, это положительно скажется на карьере. Злоупотреблять настойчивостью не следует, чтобы не прослыть скандалистом.

Уход от конфликта экономит силы и эмоции, но не может быть постоянной тактикой, иначе можно потерять уважение и превратиться в человека, с которым не считаются. А вот умение договариваться приходит с опытом и является наиболее эффективным способом решения конфликтных ситуаций. Это наиболее морально затратный способ, но именно он срабатывает в большинстве случаев. Обе стороны должны пойти на уступки и прийти к компромиссу, который погасит пламя недовольства и не даст ему разгореться вновь.

Методы профилактики

Конфликты на работе Как и в болезнях, конфликты легче предупредить, чем лечить, поскольку в любом случае ни к чему хорошему они не приводят. Психологи советуют принимать следующие профилактические меры.

Следует контролировать собственные эмоции и ни в коем случае не повышать голос при разговоре — собеседник всегда реагирует зеркально и, слово за слово, словесная перепалка может перейти в физическую агрессию.

Уважать личное пространство окружающих. Принцип делового общения, без фамильярности, не дает шанса перепалкам и оскорблениям.

Предупреждать проявление негативной реакции. Решение малых проблем с коллегами или руководителем не дает им вырасти до глобальных.

Добросовестно относиться к своим обязанностям, чтобы профессиональные ошибки не становились причиной конфликтов.

Адекватно реагировать на слова и поступки других людей, даже если они пытаются задеть и найти больное место.

Соблюдать деловую этику и проявлять лояльность к компании-работодателю. Сплетников, не умеющих хранить тайны, нигде не любят, а бессмысленное противоборство с начальством может привести не только к конфликту, но и потере работы.
Автор Наталья Мандрыкина

Написать автору отзыв на статью

* Поля, обязательные для заполнения