Классы автомобилей

В разных странах за основу классификации автомобилей берут совершенно разные параметры: габариты машины, объем и мощность двигателя, место на потребительском рынке и другое.

Системы автотранспорта в СССР и России

В СССР с 1966 года действовала Единая отраслевая нормаль ОН 025270-66, по принципам которой классифицируют автомобили и российского автопрома. Согласно нормали, транспортные средства распределялись на классы в зависимости от снаряженной массы и объема двигателя. При расчете за снаряженную массу принималась совокупная масса автомобиля стандартной комплектации без груза и пассажиров, с полным баком топлива и со всеми необходимыми расходными материалами — моторное масло, охлаждающая жидкость и др.


Класс Рабочий объем двигателя, см³ Снаряженная масса, кг Примеры

Особо малый

до 1099

до 799

Ока, Таврия

Малый

до 1799

до 1149

Москвич-412, ВАЗ-2106

Средний

до 3499

до 1499

ГАЗ-21 «Волга» , ГАЗ М20 «Победа»

Большой

5000 и более

1999 и более

ГАЗ-13 «Чайка»

Высший

не регламентируется

ЗИЛ-111 и ЗИЛ-114

Европейская система классификации

Классификация легковых автомобилей в Европе происходит в большей степени по покупательскому сегменту. Особое внимание здесь уделяют цене и набору функций автомобиля. Классы авто в Европе, как и в России, были разработаны еще в прошлом веке: в 70-е годы в Германии стали классифицировать машины по геометрии кузова.
Daewoo Matiz
  • Сегмент А — особо малый класс (мини-кары). Автомобили предназначены для мегаполисов с их извечными дорожными проблемами. Обычно в мини-кар не помещается больше трех пассажиров, да и багажник больше похож на бардачок. Несмотря на это, машины особо малого класса расходуют меньше топлива и имеют преимущество — кузов длиной 3,6 м: мини-кар очень удобно припарковать. Одни из наиболее востребованных представителей этого класса в мире — Daewoo Matiz, Chery QQ, Peugeot 107 и др. В Воронеже они известны как автомобили экономкласса, или городские автомобили.
  • Сегмент В — малый класс — представлен малолитражными автомобилями с кузовом до 4 м. В этом классе — трех- и пятидверные седаны и хэтчбеки с неплохими для города ходовыми качествами. Модели, которые можно наблюдать на улицах Воронежа, — Peugeot 206, Hyundai Accent, Fiat Punto и Skoda Felicia.
Toyota Corolla
  • Сегмент C — малый средний класс. Этот сегмент еще называют гольф-классом в честь автомобиля Volkswagen Golf — одной из ведущих моделей группы. Авто С-класса выходит в типах кузовов седан, универсал и хэтчбек. На наших дорогах малый средний класс представляют Toyota Corolla, Daewoo Nexia, Ford Focus, Chevrolet Lacetti и т. д.
  • Сегмент D — средний класс. Автомобили класса D сочетают в себе отличные ходовые качества, набор функций, комфорт и доступную цену. Отличительные признаки машин этого сегмента — узкие фары, небольшая высота передней части и клиновидный капот. Представители класса на российских дорогах — Volkswagen Passat, Audi A4, BMW 3, Renault Laguna.
  • Сегмент E — машины бизнес-класса, или автомобили представительского класса. Список включает крупногабаритные авто высокой комфортности и, соответственно, цены. Европейцы постепенно охладевают к этому сегменту, а в России и в Воронеже, в частности, по-прежнему модно водить Mercedes-Benz Е-класс, Audi А6 и BMW 5.
Mercedes-Benz S-класс
  • Сегмент F — высший представительский класс. Включает красивые и надежные автомобили класса люкс, которые выпускаются только в кузове седан. В России мало кто готов потратить круглую сумму (до 12 млн рублей) на такую машину, она является показателем достатка своего владельца. Чаще всего в контексте сегмента F говорят о Lexus LS, Audi A8, Mercedes-Benz S-класс и BMW 7-й серии.
  • Сегмент S — класс спортивных авто, купе и кабриолетов. Спортивные машины созданы для скоростной езды: оснащены двигателем повышенной мощности, специфической тормозной системой и целым пакетом опций, с которыми можно уверено чувствовать себя даже на гоночной трассе. Представители: Peugeot 406 Coupe, Ford Cougar, Audi TT Coupe, Alfa Romeo GTV и др.
  • Сегмент М — сюда относятся минивэны для семейных поездок и путешествий. Длина кузова до 4,72 м, в салон поместятся до 9 пассажиров. Класс пользуется популярностью в Европе и США, в Воронеже можно увидеть только некоторых его представителей: Toyota Estima, Toyota Verso, Ford C-Max и др.
  • Сегмент J — класс кроссоверов, универсалов и внедорожников. Авто, чрезвычайно популярные в США, в России тоже считаются престижными. Проходимости — основного качества таких машин — производители добиваются, создавая очень прочную подвеску. Салон кроссоверов вместительный — до 9 пассажиров: кузов свыше 5 м в длину. Класс объединяет УАЗ Patriot, Range Rover, Mitsubishi Outlander и др.

Американская система классификации

С 1985 года в США машины классифицируются по полезному объему салона и длине колесной базы. Приведем список американских классов в сопоставлении с европейскими.
Honda CR-V
Американская система Европейская система
Мини
А, В
Субкомпактные авто
С
Компактные автомобили
С, D
Среднеразмерные автомобили
D, E
Полноразмерные автомобили
F
Volkswagen Touareg Особо американская система выделает автомобили SUV-класса (внедорожники и кроссоверы повышенной проходимости). В США их делят на следующие сегменты:
Для автомобилей с кузовом универсал в США тоже придумана отдельная классификация:
  • с малогабаритным кузовом — это семейные мини-кары, например, Honda Fit EV, Volkswagen Jetta, Audi A3;
  • со среднегабаритным кузовом — Nissan Altima, Ford C-MAX, Volkswagen Passat и др.;
  • с крупногабаритным кузовом; традиционно это автомобили бизнес-класса: Audi A4, BMW 328i, Toyota Venza.

Японская система классификации

В Стране восходящего солнца принята самая краткая классификация автомобилей из всех перечисленных. Она включает:
  • кей-кары (легкий класс): длина кузова не более 3,4 м, а объем двигателя не более 660 см³;
  • малогабаритные автомобили: длина кузова до 4,7 м, а двигатель объемом не более 2000 см³;
  • автобусы, грузовики, фургоны и микроавтобусы. Объем двигателя у машин этой категории не должен превышать 2000 см³. Раньше многие автомобили выпускались в двух вариантах — для японского рынка использовались модели длиной меньше 4,7 м, а за границу переправлялись модели полного размера — больше 4,7 м. Сейчас по этой схеме в Японии выпускают микроавтобусы и фургоны.

Экологические классы авто

Разнообразные способы классификации автомобилей объединяет одно — все автопроизводители заботятся об экологии. В большинстве цивилизованных стран машины разделяют на экологические классы. Экологический класс автомобиля — это установленный в Европе и России критерий, который характеризует машину и ее двигатель внутреннего сгорания по уровню вредных веществ в выхлопных газах.

В нашей стране стандарты на класс экологичности автомобиля разрабатывает Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. С 1 января 2014 года эта организация постановила, что машины четвертого экологического класса, ввозимые из-за границы, не могут быть зарегистрированы в РФ. В 2014 году в Россию запрещено ввозить иномарки экологического класса ниже Евро-5.

Многих интересует, как узнать экологический класс автомобиля. Если ваш автомобиль моложе 2008 года, то класс указан в ПТС. Если автомобиль старше 2008 года и экологический класс не указан в документах, нужно зайти на сайт Федеральной таможенной службы. По марке, типу, идентификационному номеру, номеру сертификата соответствия и дате его выдачи можно определить, какому стандарту соответствует ваш автомобиль.

Написать автору отзыв на статью

* Поля, обязательные для заполнения