Зачем повышать квалификацию персонала


В течение профессиональной карьеры специалист проходит повышение квалификации. Что это такое, хорошо известно учителям, медикам, поварам и ряду других профессий. Выгоды для персонала, кажется, очевидны: профессиональный рост, повышение заработной платы и социального статуса. В то же время, как показывает практика, руководители многих компаний считают повышение квалификации мерой рискованной и весьма затратной.

Цели повышения квалификации

Зачем повышать квалификацию персонала После получения диплома и первого опыта постоянной работы у сотрудника на бессознательном уровне закладывается определенная программа. Через год-два человек, выполняющий одни и те же обязанности, или перегорает и начинает всячески уклоняться от труда, либо в срочном порядке подыскивает другое место. Первая задача, стоящая перед организацией, заключается в том, чтобы удержать сотрудника и дать ему возможность для профессионального роста и развития.

Вторая задача возникает из постоянного обновления материально-технической базы. Для нового оборудования нужны подготовленные люди, так что затраты на их обучение можно рассматривать как своеобразные инвестиции. Особенно повышение квалификации актуально, когда многозадачность производства не позволяет тратить время на подбор и обучение человека со стороны. Третья, наиболее масштабная задача развития персонала, — повышение конкурентоспособности фирмы, её умения подстраиваться под законы рынка.

Виды и формы повышения квалификации

В зависимости от задач, возникающих в ходе мероприятий по развитию персонала, выделяют:
  • кратковременные программы повышения квалификации сроком не менее 3-х дней;
  • длительные программы сроком от 100 до 500 часов;
  • программы профессиональной переподготовки (от полугода и более);
  • узкопрофильные курсы (курсы по узкоспециализированным предметам, срок обучения варьируется).
Первый вид повышения квалификации предполагает тематическое обучение, оптимизирующее решение задач конкретного производства. Тренером нередко выступает опытный сотрудник фирмы. По окончании обучения работники сдают зачет или экзамен.

Второй вид вводится для изучения острых проблем производства, после прохождения курса работник обычно получает новые знания и переходит к выполнению новых обязанностей.

Третий вид дает возможность получить дополнительное образование. После защиты диплома работник имеет право вести профессиональную деятельность и занимать новую должность.

Четвертый вид носит резервный характер: полученные навыки не являются необходимыми для выполнения текущих задач, однако повышают общий образовательный и квалификационный уровень кадров.

К методам и формам повышения квалификации относятся: чтение лекций, конференции и семинары, электронные курсы. Наиболее эффективными будут перетекающие друг в друга формы, которые не перенасыщены теорией и предоставляют специалисту достаточно самостоятельности.

Чаще всего повышение квалификации работник получает непосредственно на своем рабочем месте, перенимая опыт коллег. Наиболее успешные фирмы для переподготовки кадров заключают контракты с вузами или учебными центрами других компаний.

Признаки успешного повышения квалификации

Зачем повышать квалификацию персонала Уважая стремление работника получить продвижение по службе, компании стоит заранее выдвинуть требования к оценке результатов обучения. Основные темы, на которые нужно обратить внимание, ниже.

Мобильность. Как изменились отношения специалиста с клиентами и поставщиками? Повлияло ли обучение на конкурентоспособность сотрудника?

Технические навыки. Овладел ли специалист новыми техниками и технологиями, умеет ли он создавать новые товары, услуги и способы производства? Освоил ли работник иные виды деятельности, нежели те, которыми он владел до обучения?

Влияние на организацию. Возможно ли после мероприятий по повышению квалификации создать новую организационную структуру? Повлияла ли проведенная подготовка или переподготовка персонала на стратегию развития компании в целом?

Размышляя о том, как повысить квалификацию ваших специалистов, старайтесь обезопасить себя от финансовых рисков. Предлагать профессиональное обучение за счет компании стоит самым лояльным и восприимчивым сотрудникам. Получив профессиональное развитие, они немедленно применят свои знания на практике и начнут ещё более ценить руководство, давшее им возможность роста. Таким образом, выигрывая сами, квалифицированные специалисты приведут к успеху всю команду.
Автор Анастасия Пономарева

Написать автору отзыв на статью

* Поля, обязательные для заполнения