Бензин


Со времен изобретения самодвижущихся экипажей человечество опробовало для них множество видов топлива — от обычных дров до солнечной энергии. На данный момент существуют четыре основных варианта автомобильных двигателей: на бензиновой, дизельной, газовой и электрической тяге.

Поскольку первый из вариантов является (по крайней мере, пока) бесспорно преобладающим, сегодня мы поговорим именно о бензине.

Как работает двигатель внутреннего сгорания

Принцип работы двигателя внутреннего сгорания В основе работы ДВС лежит четырехтактный цикл: первый такт (такт впуска) — поршень внутри цилиндра движется вниз, а смесь воздуха и паров топлива поступает в цилиндр через впускной клапан; второй такт (такт сжатия) — впускной клапан закрывается, поршень начинает свое движение вверх, сжимая смесь, поступившую в цилиндр; третий такт (рабочий) — искра от свечи поджигает сжатую поршнем топливную смесь, происходит взрыв, который с силой толкает поршень снова вниз, здесь-то и образуется та энергия, что двигает автомобиль; четвертый такт (выпускной) — как только поршень оказался внизу, он снова начинает свое движение вверх, выпускные клапаны открываются, и все несгоревшие газы выходят через выхлопную систему наружу. Затем все начинается сначала, и так до тех пор, пока двигатель не будет заглушен.

Что такое степень сжатия двигателя

Если обойтись без физических формул, то это показатель того, насколько плотно сжата топливная смесь внутри цилиндра во время рабочего цикла. Дело в том, что чем плотнее поршень способен сжать топливо в камере сгорания, тем большая будет от смеси производительность при меньшем ее расходе.

Сложность процесса заключается в том, что при сильном сжатии бензин имеет свойство самовоспламеняться, что приводит к взрывам топлива в цилиндре прямо посреди цикла. Такая самопроизвольная детонация ведет к досрочному износу двигателя и общей потере мощности.

Что такое октановое число бензина

Бензин Так вот, показатель способности детонирования бензина в зависимости от степени сжатия и есть то самое октановое число.

После первичного очищения бензина от фракций нефти, октановое число продукта очень невелико, а значит, он не годится для работы даже в двигателе с низкой степенью сжатия. Поэтому бензин искусственно дорабатывают путем смешивания основных составляющих топлива в нужных пропорциях. Два основных компонента — изооктан (плохо воспламеняется при сжатии, то есть является как раз антидетонатором) и гептан (воспламеняется хорошо, выступает в роли детонатора).

Значение соотношения этих двух составляющих и отражено в маркировке бензина. Например, АИ-98 означает, что в смеси содержится 98% изооктана и 2% гептана, а АИ-80 содержит лишь 80% изооктана и целых 20% гептана. Чем больше изооктана в автомобильном бензине, тем большую степень сжатия он может выдержать и не детонировать в процессе работы, а значит, поршни выдавят из топлива максимум производительности, потратив при этом минимум горючего.

Какой бензин заливать?

Бензин Казалось бы, ответ лежит на поверхности: с самым высоким октановым числом. Но не все так просто. Двигатели предназначены для работы с определенным видом топлива, и при выборе бензина опираться следует именно на эти данные.

Разберем пример: если в двигатель, степень сжатия которого рассчитана на 92-й бензин, залить АИ-80, то топливо начнет детонировать, что приведет к сбоям в работе двигателя и его повреждениям.

Если же в тот же самый двигатель залить 98-й бензин, то детонировать топливо, конечно, не будет, но оно будет медленнее гореть при поджиге от свечи, так как рассчитано на большую степень сжатия и детонирующего вещества (гептана) в нем, соответственно, меньше, чем нужно нашему двигателю. Это, опять же, может привести к досрочному износу деталей и некорректной работе двигателя.

Справедливости ради отметим, что владельцы автомобилей с электронным блоком управления зажиганием в какой-то мере застрахованы от подобной ситуации. «Мозги» такой машины могут подстроить работу зажигания под вид топлива, то есть придержать или ускорить момент поджига свечи. Но владельцам авто без электронного зажигания мы советуем строго следовать рекомендациям автозавода и оставить 98-й бензин для машин с форсированными двигателями.

К сожалению, бывает, что бензин, продаваемый на заправочных станциях, не соответствует своей маркировке. Например, под видом АИ-95 могут продать 92-й бензин, при этом проверить соответствие топлива заявленному содержанию в нем изооктана вне лабораторных условий нельзя. И тогда водитель вынужден периодически добавлять в так называемый 95-й бензин немного 98-го, чтобы на выходе получить настоящий АИ-95. Поскольку рецепт этот научного основания под собой не имеет, то и четких пропорций здесь выявить не получается — каждый разбавляет, что называется, «по вкусу».

Топливные присадки

Бензин Также качество бензина можно повысить с помощью специальных добавок. Перечислим основные.

Антидетонаторы: служат для повышения октанового числа бензина. Заливаются прямо в бак, если туда попал низкооктановый бензин. Практически то же самое, что залить себе часть более высокооктанового топлива, только в случае с присадкой на упаковке будут четко прописаны пропорции и способ применения.

Удалители влаги: препятствуют замерзанию возможных отложений влаги (например, конденсата).

Моющие: способствуют очищению топливной системы от грязевых отложений, а также очищают клапаны, форсунки и поверхность камеры сгорания от образующегося нагара.

Помните, что все присадки при неправильном применении (например, передозировке) способны вызывать излишний нагар на свечах зажигания, который выводит их из строя. А на машинах с большим пробегом нельзя применять моющие добавки даже в рекомендованных инструкцией дозах, так как смываемая грязь может откладываться на деталях комками и портить работу системы. В данном случае на первые одну или две заправки следует залить ⅕ от рекомендованного количества присадки и добавлять по ⅕ при каждой последующей заправке.

Берегите свой автомобиль и удачи на дорогах.
Автор Антон Лисицын

Написать автору отзыв на статью

* Поля, обязательные для заполнения